Дети меняют климат
Татьяна Иванникова

Дети меняют климат

Дети из Детской академии наук придумали экологический проект, способный остановить изменения климата и выиграли грант на его реализацию. А все началось с курса занятий «Экологическая политика». Идея разработки курса занятий «Экологическая политика. Устойчивое развитие» для детей младшего школьного и дошкольного возраста возникла неслучайно. В мае 2000-го года Министерство образования РФ приняло решение об изъятии курса экологии из числа обязательных. В настоящее время мы столкнулись с тем, что в начальной школе есть окружающий мир, в более старших классах в обществознании — небольшой раздел, посвященный ответственному и бережному отношению к природе. Есть естественнонаучные дисциплины, которые в большей мере уделяют изучению биологических, географических, физических, химических процессов, но нет экологии. Если преподаватели этих дисциплин заостряют внимание в рамках своих предметах на необходимости гармоничного сосуществования человека и природы, то в комплексе, формирующийся человек — ребенок, начинает осознавать взаимосвязь между человеческой деятельностью и состоянием природной среды, использует полученные знания из профильных предметов на практике, испытывает интерес к познанию законов природы. Но, к сожалению, так происходит не всегда, и довольно часто в школе не говорят об этом и зачастую не проводят лабораторные работы. Такая практика приводит к тому, что обучающийся посредственно воспринимает теоретические основы курсов биологии, физики, химии, географии, не оценивает комплексность, взаимосвязь этих предметов между собой, не видит свое место в экологической системе, не ощущает себя ее неотъемлемой частью, не обладает способностью оценить последствия своих действий и влияний на окружающую природную среду и довольно часто даже не ощущает потребности в изучении этих предметов. В свою очередь гуманитарный факультатив «Экологическая политика» позволяет детям более четко выявлять взаимосвязи между различными сферами жизни общества, осознать, для чего они изучают естественнонаучные дисциплины и понять — какую бы профессию они ни выбрали в будущем, они всегда должны учитывать, какое влияние их деятельность оказывает на природу. Курс был разработан и прошел апробацию в рамках научно-исследовательского проекта Детская академия наук (рук. проекта к.и.н. Н.А. Лапкина), при поддержке Института этнологии и антропологии РАН. Несмотря на то, что курс рассчитан на аудиторию детей дошкольного и младшего школьного возраста (поскольку данная аудитория наиболее чувствительна к проблемам, связанным с негативным воздействием на природу), при соответствующей модификации курс можно преподавать детям среднего и старшего школьного возраста, опираясь на базовые знания из естественнонаучных дисциплин и обществознания. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у ребенка комплексное понимание современных процессов, связанных с воздействием человека на природную среду. В основу курса положен системный подход для формирования системного восприятия мира у ребенка во всем его разнообразии форм и взаимозависимостей (между окружающей природной средой, экономикой и обществом). Курс разделен на несколько тем, в рамках которых рассматриваются понятия «политика» в целом и «экологическая политика» в частности, «устойчивое развитие», поднимаются вопросы рационального использования энергии, обращения с отходами, взаимодействия человека с природой в ретроспективе и перспективе. Курс не основывается на определенном учебнике, для формирования программы используются различные методические материалы, начиная от пособия «Моя счастливая планета (авторы Е.И. Пометун, О.В. Оноприенко, А.Д. Цимбалару) для младших школьников, заканчивая учебником для ВУЗов Н.Н. Марфенина «Устойчивое развитие человечества», эколого-просветительскими материалами общественных экологических организаций (брошюра «Как спасти климат» Гринпис России) и пр. По ходу апробации курса мы ориентировались на реакцию детей, на то, как они воспринимают материал. В начале, несколько занятий проходили при модерации Н.А. Лапкиной, именно в ходе модерации возникла идея привнести больше интерактивных моментов в работу. В рамках каждого занятия организуется теоретическая и практическая части — теоретическая часть основывается на коммуникации с детьми посредством диалога, для большего вовлечения в познавательный процесс (что обеспечивает возможность построения предположений со стороны детей и самостоятельного постижения знаний), демонстрации фильмов и мультфильмов на экологическую тематику («Дом. История одного путешествия», «Это совсем не про это», «LEGO: Everything is NOT awesome», «Как мусор уничтожил мир» и пр.). Неформальное общение, открытый диалог, просмотр фильмов — все это оставляет особенное позитивное впечатление от познавательного процесса, и дети начинают обращать внимание на современные экологические проблемы, которые их окружают. Одной из наиболее важных тем курса является тема, посвященная истории взаимоотношений человека и природы. Рассмотрение исторических стадий развития человека (первобытные сообщества, сообщества после неолитической революции и сообщества после промышленной революции) позволяет детям осознать место человека в природе, дает представление об устойчивом и неустойчивом развитии мира. Эта тема, а также тема, связанная с процессами круговорота веществ в природе и пищевыми цепями, являются неотъемлемой теоретической базой для детей, посещающих факультатив, т.к. они начинают воспринимать экологические проблемы сквозь призму законов природы. Практическая часть занятий включает в себя — ролевые игры, посещение экскурсий, выполнение заданий по расчету экологического следа. Изучение тем, связанных с рациональным использованием природных ресурсов, в том числе с энергоэффективностью, обращением с отходами, было подкреплено экскурсией в эколого-просветительском центре «Воробьевы горы», где широко представлены интерактивные возможности для познавательного процесса. Дети особенно активно включались в познавательную деятельность, ведь на модели квартиры, расположенной в экоцентре, они смогли вспомнить пройденное и увидеть на практике, как могут быть внедрены энергосберегающие технологии, раздельный сбор отходов. Эффективным способом вовлечения детей в реалии эколого-политического дискурса, является использование ролевые игр, в основе которых лежат примеры современных процессов природопользования. Так, в рамках одной из игр «Нефтедобыча в Коми» дети смогли взять на себя роль одного из субъектов экологической политики — представителя компании, эксплуатирующей природные ресурсы, общественности, отстаивающей собственные интересы и интересы природы, и чиновника — как лица, принимающего социально значимые решения. Тема игры выбрана неслучайно, в настоящее время в этом регионе проблемы, связанные с добычей нефти, стоят особенно остро для коренных народов. Анализ социально-экономической и эколого-политической ситуации помогает детям осознать комплекс проблем, связанных с эксплуатацией природных ресурсов (добычей, транспортировкой) и понять свою роль в этой длинной цепочке потребления продуктов и товаров. Участие в игре позволило детям окунуться в современные реалии нефтедобычи. В начале игры детям была представлена общая информация — ключевые районы России, где происходит освоение нефтяных ресурсов, географические особенности этих районов (какими видами растений и животных представлена флора и фауна, какие экосистемы существуют, в чем состоят уникальные особенности регионов), этнические особенности региона (кем представлен этнический состав населения), социально-экономические особенности (жизненный уклад населения, основные источники продуктов питания, уровень зависимости от ресурсов лесов, рек, полей), социальные и экологические последствия нефтедобычи. Так, в ведении к игре участники узнали, что в одном из ключевых районов нефтедобычи — республике Коми, проживают коренные народы — коми-ижемцы, в большинстве своем ведущие традиционный образ жизни, что в свою очередь приводит к высокой зависимости от локальных природных ресурсов — собирательство, охота, рыболовство позволяют удовлетворять потребности в пище. Последствия нефтедобычи в свою очередь приводят к нарушению баланса экосистем региона, загрязнению рек и лесов продуктами нефтедобычи, что сказывается не только на представителях флоры и фауны, но и на коренных народах. Такое введение характеризует проблему нефтедобычи как комплексную, имеющую и экологическую, и социальную, и экономическую составляющую, которые в свою очередь связаны между собой. Дети очень быстро вжились в роли, и каждый на основе полученных знаний, пытался выразить и доказать свою точку зрения (т.е. точку зрения субъекта экологической политики). После бурных дебатов, дети выразили мнение о необходимости изменения сложившейся ситуации посредством замены оборудования на более современное и постепенный переход на возобновляемые источники энергии. Благодаря этой игре, дети смогли осознать, насколько человек зависит от природных богатств, представить длинную цепочку потребления, частью которой они являются. Доказательством тому, что проведение подобных игр, поднимающих реальные животрепещущие вопросы, оставляет неизгладимое впечатление в сознании детей, является то, что ребята в течение курса неоднократно сами возвращались к проблемам использования нефти как основного ресурса, необходимого для жизнедеятельности человека, обращали внимание на предметы, произведенные нефтехимической промышленностью. Преимущество игры, построенной на реальной ситуации, заключается еще и в том, что дети могут сначала в теории предлагать решения сложных вопрос, а после — пытаться внедрять их на практике. В рамках одного из занятий, дети изучали тему изменения климата и влияние пищевых отходов на образование метана в атмосфере, в качестве задания было предложено придумать решение, способствующее снижению негативного воздействия человека на климат. Детям был устроен настоящий брейн-сторм, когда они могли генерировать идеи на заданную тему, обсуждать их, находить сильные и слабые стороны каждой идеи. Так родился проект «Школьный компостер», на реализацию которого впоследствии был выигран грант, финансируемый фондом им.Генриха Белля в рамках конкурса «Мастерская климата» организации 350.org. Проект действительно актуален для реализации в городе ввиду большого количества пищевых отходов, производимых Москвой, и необходимостью их переадресации со свалок в компост для использования в качестве удобрений обедненных почв города. Идея проекта проста — установка в школах компостеров по переработке пищевых отходов — и может подсказать необходимое направление для действий Правительства Москвы. Этот проект, пожалуй, является главным практическим результатом факультатива «Экологическая политика», ведь дети, изучавшие проблемы природопользования, климатических изменений не только применят свои знания на практике, но и привлекут внимание ровесников к необходимости сохранения природных богатств, так сработает наиболее эффективный принцип распространения информации — сетевой. Татьяна Иванникова, Преподаватель факультатива «Экологическая политика. Устойчивое развитие» исследовательского проекта «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Детская академия наук), координатор проектов Лесной программы WWF России (до этого — главный специалист отдела координации экологического образования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).