"+" и "-" казахских газет
Максим Лихачев

"+" и "-" казахских газет

Российская тематика остаётся в числе ключевых информационных трендов Республики

Казахстанское информпространство не монолитно. По политической риторике, общему восприятию важных внутренних и внешних событий существенно отличаются друг от друга официальные, национал-патриотические, оппозиционные и прозападные СМИ. При этом в большинстве масс-медиа в центре внимания – события, связанные с Россией, её политической жизнью и международными инициативами.

Применительно к образу РФ в местном информпространстве сформировалось несколько основных тематических направлений, среди которых языковой вопрос, проблема наших соотечественников, евразийская экономическая интеграция, а с недавнего времени ещё и украинский кризис.

Официальные СМИ развернули широкую пропаганду идеи евразийства и преимуществ интеграционного процесса, сформировав в целом положительный образ России как ключевого партнёра Казахстана по Евразийскому экономическому союзу. Так, о подписании Договора о ЕАЭС 29 мая 2014 года в Астане официальные телеканалы сообщали в репортажах под заголовками «Свершилось!» (т/к «КТК»), «Историческое событие» (т/к «Астана»). «Казахстанская правда» назвала это «событием эпохальной важности».

Недвусмысленные комментарии об экономическом характере интеграции подкрепляются замечаниями о твёрдой переговорной позиции казахстанской делегации в рамках интеграционного процесса, «готовой отстаивать свой суверенитет и независимость». Не случайно Н.Назарбаев в ходе встречи лидеров «таможенной тройки» 5 марта 2014 года в очередной раз напомнил о недопустимости игнорирования мнения общественности, «опасающейся политизации интеграции».

Углубление сотрудничества с Москвой официальные СМИ уравновешивают заверениями о том, что расширение российско-казахстанских контактов не повлияет на отношения Астаны с западными и тюркскими партнёрами при сохранении многовекторности внешнеполитического курса.

Не претерпела существенных изменений официальная риторика на фоне развития украинского кризиса. Материалы излагаются в духе высказывания президента Н.Назарбаева: «Казахстан как стратегический партнёр относится с пониманием к позиции России, защищающей права национальных меньшинств на Украине, а также интересы своей безопасности» (МИА «Казинформ»). Сдержанно нейтральная реакция Казахстана на действия России в отношении Украины выражается также в том, что в большинстве случаев информационные ресурсы ограничиваются беспристрастным изложением фактов с малой долей аналитики.

Другие настроения преобладают в оппозиционной, националистической и прозападной прессе. Общим для этих медиа-ресурсов является отрицательный образ России, разоблачающий её «имперские амбиции», порой переходящий в открытую русофобию: отличия лишь в степени таких настроений.

Первоочередная задача оппозиционных медиа состоит в поиске политических аспектов евразийской интеграции, а отсюда анализ реальных и потенциальных угроз экономической и политической независимости Казахстана. Реже подобные комментарии перемежаются материалами о привлекательности республики для партнёров по таможенной тройке. Так, издание «Vlast.kz» (функционирует при поддержке фонда «Сорос») пишет, что Казахстан – это «хороший рынок для инвестирования и сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью и большими трудозатратами», «транзитная страна для поставок центральноазиатских и китайских товаров», «источник трудовых ресурсов для России и Белоруссии со стареющим и маломобильным населением».

Однако значительная часть публикаций посвящена экономическим лишениям страны: вытеснению местных производителей с казахстанского рынка, злоупотреблению со стороны Москвы нетарифными барьерами, неизбежному донорству Астаны из-за принятия в Союз Киргизии.

Если в оппозиционных изданиях, несмотря на очевидный тренд, представлены различные позиции, то прозападные СМИ развернули настоящую антиевразийскую пропаганду. Ресурс «Азаттык» (Радио «Свобода») даже открыл специальный раздел – «Евразийский союз: назад к СССР». Евразийский союз называется союзом с «единым экономическим, политическим, военным и таможенным пространством» во главе с «созданным втихую правительством» в лице ЕЭК.

Украинские события ужесточили риторику националистических и прозападных масс-медиа, усилив антироссийскую пропаганду, нередко направленную против русскоязычного населения республики.

Наибольшую активность проявляют представители лагеря т.н. «национал-патриотов». Так, ещё в апреле 2014 года в Алма-Ате при поддержке активистов Ж.Мамая и А.Сарыма проведён Антиевразийский форум.

Ключевая информационная платформа для казахстанских националистов – соцсеть Facebook. Лидеры движения на своих личных страницах (М.Тайжан, Е.Нарымбаев, Г.Ергалиева, А.Сарым) и в группах (Казакская Орда, Антигептил) развернули открытую русофобскую кампанию. Россию неизменно рассматривают как «оккупанта украинских земель». Параллельно муссируют миф об угрозе «имперских амбиций Москвы, якобы претендующей на территории соседних государств», среди которых называют не только Казахстан и Грузию, но и страны Прибалтики, Швецию, Финляндию. Националисты проводят аналогии с грузинскими событиями августа 2008 года: Россия сегодня якобы отрабатывает абхазский сценарий на Украине. «Великодержавный шовинизм русских», по их мнению, не ограничивается внешнеполитическими акциями, но и господствует внутри страны, где якобы «коренные народы лишены права голоса»: российским татарам предлагают объединиться с крымскими в сопротивлении «российскому гнету».

В отличие от националистических ресурсов, менее радикальную позицию по украинскому вопросу заняли оппозиционные СМИ. Наряду с разоблачением «российской аннексии украинских земель» и одобрением позиции Запада представлены и более сдержанные оценки. Так, в газете «Республика» материалы о возможном росте сепаратизма внутри России в случае «захвата» Крыма и о неизбежной «отработке Москвой крымского сценария» в северном Казахстане перемежаются с публикациями о поддержке российской политики общественностью и руководством Китая, а также о «популизме шовинистических высказываний Жириновского и Лимонова», на самом деле не имеющих ничего общего с «официальной позицией Кремля». Подобная контрастность публикаций ресурсов объясняется стремлением казахстанской оппозиции, неуклонно теряющей политический вес, заручиться максимальной поддержкой различных слоёв населения. Причем даже такие СМИ признают «преобладание пророссийских настроений» в казахстанском обществе.

Прозападные источники в свете анализа украинских событий концентрируются на антиевразийской тематике. Воздержание глав государств-членов бывшего ТС от прямой поддержки политики России в отношении Украины рассматривают в качестве подтверждения ослабления влияния Москвы и «торможения евразийской интеграции» (радио «Азаттык»). Ресурс «Саясат» со ссылкой на местного эксперта пишет о том, что, несмотря на продолжение интеграционного курса и подписание в мае 2014 года соглашения, «союз уже не состоялся: его нет ни в умах, ни в сердцах».

В северных регионах Казахстана с преобладанием русскоязычного населения активно муссируется тема потенциального сепаратизма. Все чаще встречаются высказывания о «пятой колонне» – части этнических русских и русскоязычных казахов, подвергшихся влиянию российских СМИ. О пагубных последствиях неизбежного роста сепаратистских настроений в Республике пишет ресурс «Голос Америки», ссылаясь на казахстанских экспертов националистического толка.

Российская тематика остаётся ключевым информационным трендом казахстанских масс-медиа вне зависимости от их политической окраски. Несмотря на преобладание антироссийских материалов в прозападных, националистических и оппозиционных ресурсах, в целом в информполе Казахстана доминирует позитивное восприятие России и двусторонних отношений Москвы и Астаны.

Источник