Алексей Смирнов – человек без преувеличения уникальный. Он, успешный московский режиссер и актер театра DOC (фильмы о "Архи" и "Сомнамбула"), увидев беженцев из охваченной войной Новороссии, прекратил съёмки третьего фильма и посвятил себя служению тем, кто более всего нуждается в помощи — детям, женщинам, старикам в уничтожаемых украинскими карателями городах. Создал общество "Дети под обстрелом" и гуманитарный батальон "Ангел", бойцы которого спасли более 15 000 человек.
На своих страничках в соцсетях, Алексей постоянно обращается ко всем неравнодушным: "Прошу вас, расскажите всему миру о нас. Мы не справляемся, очень много людей, которых мы вывозим из самых горячих точек, мы часто не успеваем, некоторые, просившие у нас помощи уже мертвы… Нам катастрофически не хватает денег на машины, автобусы, бензин, да элементарно на питание. Я готов встать перед всем миром на колени ради спасения женщин, стариков и детей Донбасса».
– В отличие коллег-режиссёров ты занимаешься не "самовыражением в творчестве", то бишь самолюбованием, смакованием своих успехов и т.п., а реальной благотворительностью. Разменять московскую, богемную жизнь на войну и спасение людей — это достаточно непростой выбор. Как это случилось?
– В июне 2014 года я приехал в Ростовскую область и…оказался в другой эпохе, увидел: Великая Отечественная война продолжается. Поле у границы, а на нём — тысячи людей, беженцы, в основном женщины и дети. Они сидели прямо на земле, потому что было там всего две жалкие палатки МЧС. Я тогда ничего не знал о войне на Украине, стал расспрашивать, выяснил, что люди просто хотят остаться живыми, они бежали от обстрелов, дома у многих разрушены, и возвращаться им некуда. Помню, взял на руки двухлетнюю девочку, а она была так измучена, что только прошептала: "Так" и тут же, у меня на руках, уснула. Её и ещё сто малышей с мамами мы с друзьями (срочно нашли автобусы) повезли. Мне некуда было их везти, но оставить их там я не мог. Через "Фейсбук" обратился ко всем друзьям за помощью и, пока мы были в пути, они отыскали санаторий "Березовка", пустующий, в двухстах километрах от Москвы. Спешно подключили воду, электричество, привезли на первое время продукты. Так всё и началось. Мне стали писать в соцсетях, предлагать помощь, потом появились волонтёры и мы создали гуманитарный батальон "Ангел". С той поры до сегодня мы перевезли из самых горячих мест Донбасса в Россию больше 15 000 человек, помогли им получить статус беженцев, получить жильё, найти работу. Сейчас почти объезжаем населенные пункты в Новороссии, кормим ежедневно от 50 до 1000 детей, женщин, стариков.
Первые месяцы я спал по 2-3 часа в сутки. Постоянно звонили журналисты, а ничего не мог им рассказать, валился от усталости. Но впервые в жизни я почувствовал, что делаю именно то, что должен. Когда везешь раненого ребенка, спасая его жизнь, то понимаешь, что твое место здесь, а не в московской тусовке, где толпы "гениев" обсуждают свои великие творческие планы.
Когда заходит речь о том, чтобы снимать фильм за несколько миллионов долларов, у меня язык не поворачивается говорить на эту тему. Я не хочу снимать художественное кино, когда людям нечего есть. Стоимость фильма — от 2 млн. долларов — за эти деньги можно половину Донбасса накормить, тысячи жизней спасти. Многие спрашивают: "Снял ли ты свой лучший фильм?". Отвечаю: да, я снял свой лучший фильм здесь, в Новороссии, но не на супердорогую камеру, а на обычный фотоаппарат и телефон. Всё выкладываю в "Фейсбук" (у меня уже 25 000 подписчиков из разных стран), веду ежедневную хронику, люди видят: это несправедливая война, народ здесь брошен и нуждается в помощи. И все неравнодушные — помогают.
Батальон "Ангел" потому так назван, что ангелы — они неосязаемые. Эти помощники со всего мира: то-то перечисляет на наши счета света 10 долларов, кто-то 100, кто-то больше и — этого нам хватает, чтобы
ежедневно кормить 1 населенный пункт.
– Ты придумал электронное приложение "Be an Angel", которое позволяет стать для ближнего "ангелом" без особых усилий. Расскажи об этом приложении, чтобы каждый знал: теперь есть инструкция по оказанию помощи, и нет оправданий бездействию.
– Суть. Каждый, не дожидаясь супергероя, который всех спасёт, может зайти со смартфона в плей маркет или App Store на программу "Be an Angel". Там увидит "чудо-карту": своё местоположение и в радиусе пяти километров местонахождение всех действительно нуждающихся плюс кратчайшие маршруты к ним. Очень важны здесь два момента. Первый — каждому человеку свойственно выбирать историю, вызывающую у него эмоциональный отклик, никто не будет помогать бесчувственно, это понятно. Тому, кто более сострадателен к детям, стыдно не помочь страдающему рядом ребёнку, а тому, более сочувствует брошенным старикам — как пройти мимо одинокой больной старушки?
– Стыд – энергия рая, равнодушие – материя ада…
– Верно. На это и расчёт. Человек слаб, ленив, замкнут на свои проблемы. Нужно максимально облегчить ему условия для оказания помощи таким же слабым и замкнутым, устранить основу поиска самооправданий.
Кто-то спокойно прочтёт о больном ветеране, но не сможет не откликнуться на просьбу о лекарствах отчаявшейся многодетной матери, от которой чиновники требуют всё новые и новые справки… Все эти данные в программе, стоит нажать кнопку "пройти" или "проехать" и навигатор покажет, куда и как с наименьшими усилиями добраться к ждущему помощи. Соответственно, люди разделятся на две части: одни будут помогать сами, другие смогут сообщить тем, кто хочет помочь, но не знает кому. Вместо того, чтобы в воскресенье пойти в "Старбакс" и выпить кофе за 500 рублей человек может купить на ту же сумму продуктовый набор, который кому-нибудь продлит жизнь. А если даже это в напряг, то, чтобы не мучала совесть, можно переслать инфу менее себялюбивому знакомому. В разделе "Нужна помощь" весь список нуждающихся, а заявку без труда можно заполнить через наших волонтеров, нажав на кнопочку "SOS". Нужно лишь указать регион, адрес, телефон и суть проблемы того, кому требуется помочь. Заявка приходит нам на сервер и, если она одобряется, её переправят тем, кто в данный момент к нуждающемуся человеку ближе всех.
Второй важный момент в том, что программа исключает мошенничество, показывает, чем нужно помочь в конкретном случае — опции: "Одежда", "Медицина", "Продукты", "Другая помощь". То есть, сбор денег под разными предлогами, что составляет главный интерес мошенников, исключается. Наш волонтёр проверяет, что в данном случае действительно необходимо и помогает,— продуктами, лекарствами, другим. Если, к примеру, надо старику оплатить коммунальные услуги — платит волонтёр или жертвователь, предоставляя чеки. Деньги не отберут у старика пьянствующие родственники или прикрывающиеся им махинаторы. Приложение, разумеется, бесплатное.
– Я знаю, что высоких покровителей у тебя нет, к тому же ты из семьи неблагополучной… кто был Ангелом для тебя?
– Сложно об этом говорить. У моей мамы не сложилась жизнь. Дети ей нужны были только для денег, и как только ребёнок подрастал и переставал выглядеть как нуждающийся — его просто выбрасывали. Мы, пятеро братьев (от разных отцов…) были беспризорниками и попрошайками, после оказались в разных интернатах. Собрала нас бабушка, она и стала для меня и эталоном чести, порядочности, самоотверженной любви — настоящим Ангелом. В те проклятые 90-е она осталась без мужа (по ошибке, вместо бандита, распилили бензопилой…) и всех нас тянула к нормальной жизни одна. Жили в глухом сибирском селении Большие Леуши, питались хлебом и картошкой, иногда с молоком. Только на Новый год — самый большой для нас праздник — могли купить курицу. Окорочок с пюре долгое время потом был для нас эталоном счастья и богатства. Недавно мы с братьями собрались все вместе у бабушки, и она, отложив в сторону привезённые продукты, приготовила лучшее для нас блюдо — пюре с окорочками. Я давно разучился плакать, но в тот раз… Главному научила меня она, ангел мой, бабушка: "Жизнь близких — твоя жизнь, их радость и боль — твои, а богатство, почёт, награды хороши, если добываешь их не для себя". Навсегда я запомнил это.
Мы плохо учились, были раздолбаями, переживала она страшно. И как-то я почувствовал: если ни одним из нас она не сможет гордиться — это будет сродни убийству, получится, что жизнь свою она посвятила нам зря. Наверное, по молитвам её явилось это чувствование-озарение. Будто я из себя прежнего, как из загаженного, падающего дома в последний момент успел выпрыгнуть… Тогда я дал обет: стать таким, чтобы она могла мной гордиться.
Недавно позвонила: "Привезли газету, там написано, что ты герой, и мы все тобой должны гордиться. А я давно тобой горжусь!" Это для меня высшая оценка и награда.
– У тех, кто занимается гуманитарной помощью Новороссии, сейчас всё больше проблем. Каковы отношения "ангелов" с властями республик?
–У нас не возникает проблем с властями, мы вне их поля, не общаемся ни с политиками, ни с олигархами, ни с религиозными деятелями. Я не знаком ни со Стрелковым, ни с Захарченко. Мы не пиаримся, мы помогаем тем, кому нужна помощь. Не просим лишнего, наши ленты в соцсетях не пестрят реквизитами батальона. И пока люди здесь, в Новороссии, страдают — мы, как и прежде, стараемся облегчить их страдания. Наша задача спасать людей и мы это делаем. Любой человек на Донбассе может написать мне в "Фейсбуке" и в самом скором времени получить помощь. Мы никак не пересекаемся с чиновниками и политиками, не зависим от них. А они не могут не понимать, что вредить «ангелам» — это значит поставить крест на своей репутации.
– Что ты ответишь тем, кто уверен, будто всё делаемое волонтёрами батальона "Ангел" — не более чем рекламная акция по раскрутке режиссера Алексея Смирнова?
– Будьте лучше нас. Есть удобная и предельно негативная позиция — судить по себе, искать оправданий и винить других. Ах, у нас плохое государство, не занимается брошенными детьми, не заботится о стариках, — с какой же стати я должен им помогать, а не бросившие их родственники или обязанные этим заниматься госчиновники? А если этим занимаются другие, ага, это какая-то хитрая махинация или самореклама. Хорошо об этом сказал Поэт: "В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить". Сейчас время умерщвляющего отчуждения, мнимых ценностей, страха, мы в большинстве своём даже не знаем, кто наши соседи по дому. Случится беда — не знаем, куда бежать, кто может помочь, ведь и сами мы не помогаем. Не ждите, пока лучше станут другие, будьте лучше их. Любые оправдания — ложь, инъекции иллюзий, которые меняют духовный код и заставляют деградировать в скотов тех, кому дана возможность стать ангелами. Так зачем же себе лгать? Надо помнить: каждый может быть ангелом. Что мешает вам?
Геннадий Дубовой, специально для "Сегодня Ру».
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках