Верховная Рада принимала разные законы разной степени заумности, а иногда и маразматичности, но таких, в которых вообще без пресловутых «ста граммов» не разберёшься, не было до недавнего времени. Но и это досадное упущение исправлено: украинские парламентарии родили такое «творение», что что даже служители геенны огненной переломают в нём ноги.
Разумеется, посвящён этот закон предстоящим 25 октября местным выборам. Если точнее — в нём прописана система, согласно которой будут избираться депутаты муниципального и регионального уровня, а также градоначальники.
Поэтому предлагаю наполнить бокал уже упоминавшимся стимулятором интеллектуальной активности и начать детальный разбор столь важного продукта депутатской жизнедеятельности.
Итак, количество депутатов совета местного и регионального уровня напрямую зависит от количества избирателей, проживающих на данной территории: минимум — 10 человек (если число избирателей меньше 500), максимум — 80 (если правом голоса пользуется более 1,5 млн. жителей). При этом кворума на украинских выборах не существует: главное, чтобы пришёл к урнам хотя бы один избиратель, и заполненный им бюллетень оказался действительным.
Депутатов сельских и поселковых советов планируется избирать по мажоритарной системе относительного большинства: за кого отдали больше всего голосов в ходе единственного тура, тот и победил.
Точно по такой же схеме планируется избирать сельских старост, поселковых и городских голов в муниципальных образованиях, где число избирателей менее 90 тыс. человек. А вот если количество наделённых правом голоса превышает этот показатель или равно ему, то градоначальника полагается избирать в два тура: в финале, куда проходят двое фаворитов первого тура, для победы нужно взять более половины голосов.
Если учесть, что в среднем по Украине число пользующихся избирательным правом составляет примерно 4/5 всего населения, то несложный подсчёт показывает, что количество жителей города, где бургомистра будут избирать в два тура, должно составлять 112 тыс. человек. Такому критерию (без учёта неподконтрольных Украине Крымского полуострова, ДНР и ЛНР) гарантированно отвечает 31 населённый пункт — Киев, все постоянные региональные центры, а также города Кривой Рог, оккупированные хунтой Мариуполь и Краматорск, Днепродзержинск, Белая Церковь, Мелитополь, Никополь и Бердянск. Кандидатами в этот список можно считать Павлоград, Каменец-Подольский, Лисичанск, Славянск и Северодонецк, в котором расположена хунтовская оккупационная администрация Луганщины.
Депутаты всех остальных уровней — от городского района до региона — избираются пропорциональной избирательной системе с преференциями: внесение кандидатов в избирательный список местной партийной организаций для одномандатного округа означает их одновременное выдвижение в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ. При этом на каждый территориальный округ местная партийная ячейка имеет право выдвинуть не более двух кандидатов.
Голос избирателя считается одновременно голосом и за местную организацию партии, и за её кандидата в территориальном округе. В случае, если кандидат берёт самоотвод, отзывается партячейкой, или же решение о его регистрации аннулируется властями в установленном порядке, то поданный за него голос зачисляется в пользу выдвинувшей его парторганизации.
Для прохождения в совет списку той или иной партии необходимо набрать минимум 5% голосов от общего числа проголосовавших многомандатном округе. А вот депутатские мандаты из этого списка получат в пределах фракционной квоты обладатели наибольшего числа отданных за них голосов в территориальных округах.
Зачем это сделано?
Относительная простота избрания депутатов сельских и поселковых советов объясняется ограниченностью человеческого ресурса: на счету и те, кто выбирает, и те, кого выбирают. Кроме того, в сельской местности охотнее проголосуют за конкретного человека, чем за партию. Не будем забывать и то, что лавров на этом уровне пожнёшь немного и политиканствовать сами избиратели не позволят, а неблагодарной работы — хоть отбавляй.
С сельскими старостами, поселковыми головами и градоначальниками небольших городов ситуация несколько иная: второй тур — непозволительная роскошь чисто по финансовым соображениям. А для тридцатки самых крупных городов можно и найти такие средства: надо же создавать маяки демократического выбора!
Отметим, что в первую тридцатку входят столица и все постоянные региональные центры: бургомистр такого города занимает в областной иерархии третью строчку после губернатора и председателя облсовета, а в Киеве фактически совмещает свой пост с губернаторским. То есть, мы видим, что хунта собралась серьёзно бороться за удержание влияния в крупных городах: многоступенчатые выборы очень часто позволяют «серебряному» призёру первого тура взять «золото» во втором.
Замысловатость схемы избрания депутатов выше сельского и поселкового уровней призвана служить одному: махинациям. Например, партия может выдвинуть в округе несколько громких персон (условно назовём их «электоральными камикадзе»), которые станут объектами информационных (и не только!) атак оппонентов, под чьим давлением окажутся вынужденными взять самоотвод, но, отдадут своё место в бюллетене выдвинувшей их политсиле.
Другой вариант: популярный в народе председатель колхоза может легко собрать все голоса в своём территориальном округе, а вот партия, от которой он идёт, может оказаться безнадёжным аутсайдером во всём районе. Таким образом «проходные фигуры» уже сейчас вынуждены будут договариваться с политическими силами, имеющими шанс на преодоление барьера.
Немало делается ставок и на ошибки, так как в день голосования избиратель получит до пяти бюллетеней: например, на участке в посёлке, подчинённом крупному городу, будут одновременно избираться поселковый голова, депутат поссовета, градоначальник, депутат горсовета и депутат облсовета. Понятно, что в такой обстановке нервозность обеспечена, ну, а где нервы — там и шанс принять не то решение повышается и у избирателя, и у того, кто будет считать.
А если учесть, что практически все фавориты гонки будут иметь своё силовое крыло, то разборки с применением оружия — дело практически обеспеченное. Так что придётся наблюдать и давление на избирателя, и админресурс, и подкуп, и сговор местных элит с силовиками, и блокирование комиссий: одним словом, всё то, что имело место в Чернигове.
Украину ждут самые непрозрачные и самые грязные выборы в её истории: всё, что было раньше — это невинный детский лепет. И, может быть, самое большое равнодушие избирателя, который к тому времени поймёт, что от него мало что зависит.
Разумеется, посвящён этот закон предстоящим 25 октября местным выборам. Если точнее — в нём прописана система, согласно которой будут избираться депутаты муниципального и регионального уровня, а также градоначальники.
Поэтому предлагаю наполнить бокал уже упоминавшимся стимулятором интеллектуальной активности и начать детальный разбор столь важного продукта депутатской жизнедеятельности.
Итак, количество депутатов совета местного и регионального уровня напрямую зависит от количества избирателей, проживающих на данной территории: минимум — 10 человек (если число избирателей меньше 500), максимум — 80 (если правом голоса пользуется более 1,5 млн. жителей). При этом кворума на украинских выборах не существует: главное, чтобы пришёл к урнам хотя бы один избиратель, и заполненный им бюллетень оказался действительным.
Депутатов сельских и поселковых советов планируется избирать по мажоритарной системе относительного большинства: за кого отдали больше всего голосов в ходе единственного тура, тот и победил.
Точно по такой же схеме планируется избирать сельских старост, поселковых и городских голов в муниципальных образованиях, где число избирателей менее 90 тыс. человек. А вот если количество наделённых правом голоса превышает этот показатель или равно ему, то градоначальника полагается избирать в два тура: в финале, куда проходят двое фаворитов первого тура, для победы нужно взять более половины голосов.
Если учесть, что в среднем по Украине число пользующихся избирательным правом составляет примерно 4/5 всего населения, то несложный подсчёт показывает, что количество жителей города, где бургомистра будут избирать в два тура, должно составлять 112 тыс. человек. Такому критерию (без учёта неподконтрольных Украине Крымского полуострова, ДНР и ЛНР) гарантированно отвечает 31 населённый пункт — Киев, все постоянные региональные центры, а также города Кривой Рог, оккупированные хунтой Мариуполь и Краматорск, Днепродзержинск, Белая Церковь, Мелитополь, Никополь и Бердянск. Кандидатами в этот список можно считать Павлоград, Каменец-Подольский, Лисичанск, Славянск и Северодонецк, в котором расположена хунтовская оккупационная администрация Луганщины.
Депутаты всех остальных уровней — от городского района до региона — избираются пропорциональной избирательной системе с преференциями: внесение кандидатов в избирательный список местной партийной организаций для одномандатного округа означает их одновременное выдвижение в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ. При этом на каждый территориальный округ местная партийная ячейка имеет право выдвинуть не более двух кандидатов.
Голос избирателя считается одновременно голосом и за местную организацию партии, и за её кандидата в территориальном округе. В случае, если кандидат берёт самоотвод, отзывается партячейкой, или же решение о его регистрации аннулируется властями в установленном порядке, то поданный за него голос зачисляется в пользу выдвинувшей его парторганизации.
Для прохождения в совет списку той или иной партии необходимо набрать минимум 5% голосов от общего числа проголосовавших многомандатном округе. А вот депутатские мандаты из этого списка получат в пределах фракционной квоты обладатели наибольшего числа отданных за них голосов в территориальных округах.
Зачем это сделано?
Относительная простота избрания депутатов сельских и поселковых советов объясняется ограниченностью человеческого ресурса: на счету и те, кто выбирает, и те, кого выбирают. Кроме того, в сельской местности охотнее проголосуют за конкретного человека, чем за партию. Не будем забывать и то, что лавров на этом уровне пожнёшь немного и политиканствовать сами избиратели не позволят, а неблагодарной работы — хоть отбавляй.
С сельскими старостами, поселковыми головами и градоначальниками небольших городов ситуация несколько иная: второй тур — непозволительная роскошь чисто по финансовым соображениям. А для тридцатки самых крупных городов можно и найти такие средства: надо же создавать маяки демократического выбора!
Отметим, что в первую тридцатку входят столица и все постоянные региональные центры: бургомистр такого города занимает в областной иерархии третью строчку после губернатора и председателя облсовета, а в Киеве фактически совмещает свой пост с губернаторским. То есть, мы видим, что хунта собралась серьёзно бороться за удержание влияния в крупных городах: многоступенчатые выборы очень часто позволяют «серебряному» призёру первого тура взять «золото» во втором.
Замысловатость схемы избрания депутатов выше сельского и поселкового уровней призвана служить одному: махинациям. Например, партия может выдвинуть в округе несколько громких персон (условно назовём их «электоральными камикадзе»), которые станут объектами информационных (и не только!) атак оппонентов, под чьим давлением окажутся вынужденными взять самоотвод, но, отдадут своё место в бюллетене выдвинувшей их политсиле.
Другой вариант: популярный в народе председатель колхоза может легко собрать все голоса в своём территориальном округе, а вот партия, от которой он идёт, может оказаться безнадёжным аутсайдером во всём районе. Таким образом «проходные фигуры» уже сейчас вынуждены будут договариваться с политическими силами, имеющими шанс на преодоление барьера.
Немало делается ставок и на ошибки, так как в день голосования избиратель получит до пяти бюллетеней: например, на участке в посёлке, подчинённом крупному городу, будут одновременно избираться поселковый голова, депутат поссовета, градоначальник, депутат горсовета и депутат облсовета. Понятно, что в такой обстановке нервозность обеспечена, ну, а где нервы — там и шанс принять не то решение повышается и у избирателя, и у того, кто будет считать.
А если учесть, что практически все фавориты гонки будут иметь своё силовое крыло, то разборки с применением оружия — дело практически обеспеченное. Так что придётся наблюдать и давление на избирателя, и админресурс, и подкуп, и сговор местных элит с силовиками, и блокирование комиссий: одним словом, всё то, что имело место в Чернигове.
Украину ждут самые непрозрачные и самые грязные выборы в её истории: всё, что было раньше — это невинный детский лепет. И, может быть, самое большое равнодушие избирателя, который к тому времени поймёт, что от него мало что зависит.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках