Ритуальный кролик Восточной Европы
Николай Севостьянов

Ритуальный кролик Восточной Европы

Во времена холодной войны очень многие верили, что однополярный мир будет лучше. Казалось, что противостояние двух систем не только поглощает ресурсы, но и дестабилизирует ситуацию по всей планете. Когда Советский Союз рухнул, стало понятно, что всё было наоборот. Именно конфронтация не позволяла ни одному региону остаться наедине со своими тараканами.
    
Кто-то назовет это вмешательством. Но есть и другое слово — ответственность. Прежде всего, Советского Союза, который создавал и строил всюду, где появлялся. А если уходил, то никогда не разрушал построенное и не отбирал подаренное. Всё еще функционирующие заводы, аэропорты, электростанции — угасающее, но по-прежнему живое тому доказательство. От Могадишо до Кабула русских помнят, и помнят неплохо.

А главное — ответственность одной стороны неизбежно заставляла и соперника вести себя по-другому. Не так как сейчас. Но стоило рухнуть восточному блоку, как большая часть арен, за которые шла борьба, была выкинута на обочину истории. О половине земного шара в одночасье забыли. И если от русских осталась инфраструктура, то от американцев — лишь миллионы стволов, гранатометов и мин.

Кому-то повезло — туда пришли другие, не такие мощные, но на что-то способные. Кому-то повезло меньше — как тому же Афганистану, который наводнили «калашами» и «стингерами», а потом оставили в этом вариться, еще не зная, что брызги из этого котла в конце концов перелетят через океан. А кому-то досталось самое гнусное — роль подопытного кролика в эксперименте под названием «Восточная Европа».

Именно её, в обход всем договоренностям и в пику всей прежней пропаганде, вопящей о коммунизме, решено было сделать бастионом против всего русского. В Прибалтике это удалось сразу, Югославию для этого пришлось разбомбить, а кое-где, например, на Украине, русофобию сделали не тараном, а вирусом, ползущим по стране.

Надо быть очень наивным, чтобы верить, будто экспансия НАТО — это ответ на Россию, встающую с колен. И в 90-е, и раньше, еще в период распада, расширение шло полным ходом. Потому что даже стоящая на коленях Россия слишком опасна для тех, кто сделал цинизм краеугольным камнем своего существования.

Разница только в том, что если двадцать с лишним лет продвижение Альянса на восток было важным политическим вектором, то сегодня это уже вопрос выживания атлантической доминанты. Всего за год активность Штатов достигла такого напряжения и такой частоты, что вся лихорадочная активность слилась в один сплошной информационный шум.

И вот это очень опасно. Дьявол кроется в деталях, а непрерывный поток информации идеально прячет то, что подмечать «не нужно». Пожалуй, самый лучший пример — постоянные натовские учения. Последнее время их объявляют так часто, что к этому все привыкли. Внимание расплывается, а события приобретают единый окрас. Поэтому именно на этом мы и остановимся.

Не каждые учения следуют декларируемой цели. И не каждая цель вообще является таковой. Но чтобы рассуждать об этом, сперва надо посмотреть в целом, чем Альянс радует нас в этом году. И сразу же четко разделить всё происходящее на три категории, каждая из которых нуждается в хорошем анализе.

Первая категория — классика чистой воды. Учения в том виде, в каком их обычно и представляют — войсковые части, которые отрабатывают взаимодействие в тех или иных условиях, при наличии определенной техники и на фоне предельно ясно обозначенного противника. Первые в этом году прошли еще в марте. «Легенда» — конфликт между двумя государствами, не входящими в НАТО. Цель — отработка действий Альянса в подобной ситуации.

Через месяц — плановые учения на британской территории. Задача — отработка борьбы с подводными лодками и угрозой десанта с моря. Тогда же, на этот раз в рамках всего НАТО, мероприятия по координации действий, цель которых — приведение всех вооруженных сил блока в боевую готовность. Чуть позже — «Союзный щит» — целая серия тренировочных операций на континенте. А завершилась «весенняя сессия» масштабными учениями американских и европейских ВВС, участие в которых приняли более 100 истребителей.

В начале лета событий перемещаются на восток. Одновременно проходят 10-дневные учения в Польше, Прибалтике и Причерноморье. Всего — более 10000 военных, при участии танков, реактивных систем залпового огня, 60 самолётов и полусотни боевых судов. Основной сценарий — атака на балтийское побережье, главная задача — проверка боеготовности в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.

Что общего у всех этих мероприятий? Прежде всего, довольно реалистичная концепция. Никаких фронтовых наступлений, никакой Третьей Мировой — всё очень грамотно структурировано и нацелено на вполне вероятные операции. Во-вторых, это активное смещение на восток. В-третьих, это участие украинской стороны почти во всех операциях. И четвертое — это всё большая ясность без каких-либо попыток скрыть очевидное. Если в марте учения шли под эгидой условной борьбы с «державой, претендующей на региональное лидерство», то чуть позже о необходимости «противодействия российскому агрессору» чиновники НАТО стали говорить уже открыто.

Хотя говорить и не имело смысла. Характер учений, их география уже говорят обо всём сами. Особенно, если посмотреть на вторую категорию. Она не столь масштабна, но не менее важна. Речь идет о еще более сжатых тренировочных мероприятиях. На Юге — это учения в Грузии, где в середине июля американские инструкторы отрабатывали с местными подразделениями противодействие нерегулярным вооруженным формированиям.

Казалось бы, отличная идея, ведь рядом Северный Кавказ с его недобитым подпольем. Вот только натаскивали грузинов не на него. А сама база, где проходили учения, скоро станет частью общеНАТОвской тренировочной сети. И на какие именно формирования там будут учить охотиться украинских коллег, по-моему, очевидно.

Ведь в самой Украине учения идут полным ходом. Как правило, украинские военные составляют от трети до половины привлекаемых сил. Остальные — либо американцы, либо смешанный контингент, либо поляки. Что касается последних, то их привлекают всё активнее, особенно в сфере авиационного инструктажа и тренировок военной полиции.

Но самая интересная категория — последняя. Учения, на которых ни один человек не берет в руки оружие, но где каждый участник — профессионал. Речь идет о кибервойнах, о той самой области, в которой Штаты далеко не лидеры. Центром занятий стала столица Эстонии. Именно там, начиная с января проводятся закрытые тренинги при участии ведущих специалистов из Великобритании и США.

Комплекс изучаемых вопрос весьма широк. Отрабатывается и защита от хакерских атак, и само их проведение, на самом разном уровне — от внедрения в мобильные телефоны до атак на производство дронов. Кроме того, большое внимание уделяется и аспектам пропаганды — сетевому мониторингу и новейшим технологиям в области «информационной войны». Не обошли стороной и проблемы, связанные с запуском бот-сетей.

Казалось бы, невозможно ставить рядом «курсы хакеров» и учения с применением танков и бомбардировщиков. Но так ли это? Можно ли провести градацию этих категорий? А если да, не окажется ли, что наименее заметное окажется самым опасным? Об этом – в следующий раз.