Я служу в «волчьей сотне»
Вячеслав Тихвинцев

Я служу в «волчьей сотне»

Под эгидой Международного союза казачьих объединений в России создан Союз казаков-ветеранов локальных конфликтов. Большинство членов Союза принадлежат к «волчьим сотням» — казачьим формированиям, история которых уходит корнями во времена китайского похода 1900 г.

На просторах бывшего СССР «волчьи сотни» зарекомендовали себя в Приднестровье, Абхазии, Осетии, Новороссии. Не всегда эти сотни действовали спаянным коллективом. Порой казаки из таких подразделений воевали в составе других, не казачьих, формирований, но пронесли с собой сквозь грохот сражений казачью удаль и отвагу.

Набирающее силу в России казачье движение сталкивается со множеством проблем юридического и иного характера. И одна из них — множество случайных людей в казачестве. Руководители Международного союза казачьих объединений чётко обозначили свои цели: возродить воинские традиции казачества, потому как многие сегодня забыли, что казак — это, прежде всего, воин. Поэтому Союз объединит казаков, воевавших в Приднестровье и Чечне, Абхазии и Осетии, Таджикистане и Новороссии.

Так каким должно быть современное казачество? Прежде всего, современные казаки не должны забывать, что казачество — это социальное сословие, главной функцией которого всегда была война.

К этому знаменателю и надо приводить все казачьи формирования России. Иначе нельзя. Если ты идёшь в пожарники и надеешься ни разу не столкнуться с огнём, зачем ты там нужен? Если ты идёшь в милиционеры и надеешься ни разу не увидеть преступника, зачем ты туда идёшь? Если ты записываешься в секцию бокса и надеешься ни разу не получить по лицу, для чего ты туда записываешься? Если ты хочешь стать пловцом и ни разу не нырнуть, зачем тебе это? Примени себя в другой области. Пожарник, милиционер, пловец и боксёр из тебя никудышный.

Стоит участие в войне для казаков сделать, скажем так, «полуобязательным», как целая масса ряженых тут же исчезнет из виду, громко позвякивая незаслуженными медальками. Ведь доходит до смешного: человек на войне ни разу не был, а грудь сияет орденами, как иконостас. Да и звания — все чуть ли не войсковые старшины и полковники. Вся эта публика с незаслуженными железками на груди, умеющая только петь песни под гармошку и отчебучивать на сцене казачьи пляски под водочку, в казачестве не нужна.

Посмотрите на украинское казачество. Всосав в себя идеологию русофобии и лживо объявив наследниками Запорожской Сечи, они все последние двадцать лет проплясали гопака, грозно потрясая оселедцами. В стране — война, но где эти «завзятi отамани», где эти «лицарi степу»? На фронте их нема, потому что все двадцать лет они готовились к концертам и застольям, а не к войне.

Вернёмся в Россию. Отсутствие боевого опыта у казаков — эта проблема для Донского и Кубанского казачества в меньшей степени актуальна, чем для казаков из российской глубинки. Географическая близость к Приднестровью, Кавказу и Донбассу обусловила массовое участие донцов и кубанцев в войнах на протяжении последних тридцати лет.

Сибирские, оренбургские, забайкальские, уссурийские, амурские казаки от Кавказа и Донбасса отделены тысячами километров. Некоторые из них успели повоевать в Чечне (по призыву или по контракту). И лишь немногие из них воевали в Абхазии, Осетии или Новороссии. Приятное исключение — уральские казаки, которые ездили на войну в ЛДНР вахтовым методом.

Суть в том, что процент воевавших среди казачьих формирований, расположенных далеко за Уралом, меньше, чем у донцов, кубанцев, терцев.

Что же это за воинское сословие, когда большинство его членов не нюхало
пороху? Вот где благодатная почва для появления всяких фальшивых казачьих полковников, растущих, как грибы после дождя, без подвигов и проявлений могучего духа.

Понимаю, что такова судьба: ныне угрозы безопасности России исходят с запада и юга, а не с востока. Казаки Сибири, Забайкалья и Амура в этом не виноваты. В царское время, к примеру, сибирцы тоже, бывало, сидели без войны, потому как войны шли в основном на западе (ох, уж этот Запад!). Исключением стала Первая Мировая: сибирцы принимали в ней участие.

Но в ту эпоху войны случались часто. Хивинский поход, русско-японская война, китайский поход… Даже не воюя, сибирцы и забайкальцы не теряли ощущения войны, потому как между войнами временной промежуток был не очень долгим. Если они не воевали сегодня, значит, они воевали совсем недавно.

Казак должен быть готов к тому, что ему придётся пройти чез горнило войны. Но «обязаловки» быть не должно. Казачество — это не рабство. У казачества есть множество иных функций, кроме войны: патриотическое воспитание молодёжи, сохранение и приумножение казачьих традиций, охрана общественного порядка на улицах, охрана государственных объектов.

Этим тоже должен кто-то заниматься. Если человек на этом посту приносит реальную пользу, пусть приносит её дальше. Казачьего роду был знаменитый русский философ Алексей Лосев. Он состоялся как философ, приносил интеллектуальную пользу Родине. Вытаскивать его за шиворот из-за письменного стола и гнать в окопы было бы верхом глупости.

Но если и другие засядут за письменные столы, изображая философов, лишь бы не ехать на войну — это уже другой вопрос. Здесь важны индивидуальный подход и понимание того, что все эти занятия важны, но не должны затмевать главного постулата: казак — это воин.

Чтобы не было так, что петь, танцевать и красоваться в казачьей форме готовы все, а как дело доходит до войны, так желающих не сыскать. Иначе среди казаков гармонистов и танцоров будет больше, чем пулеметчиков и снайперов, а это неправильно. Вот это и есть «полуобязательное» участие в войне, о котором написано выше.

Когда современный казак будет жить жизнью воина, это позволит ему глубже оценить казачьи воинские и бытовые традиции, о которых у некоторых лишь отдаленное понимание. Эти традиции закрепляли в казаке воинский дух. А какой воинский дух и какие традиции (не деланные, а реально прочувствованные сердцем и душой) могут быть у ряженого казака, вся забота которого засверкать, как медный тазик под солнышком, медальками на очередном митинге?

Хочешь проверить человека, возьми его в разведку. Хочешь проверить казака, возьми его на войну.