Казак - русский универсальный солдат
Олег Горностаев

Казак - русский универсальный солдат

Польский институт международных отношений, одна из именитых экспертно-аналитических площадок Польши, в недавнем докладе на тему ситуации в Сирии не исключил появления в этой стране российских добровольцев (именно добровольцев), в том числе, казаков, по аналогии с событиями в Новороссии, где казаки-добровольцы с Дона, Кубани, Оренбуржья, Урала внесли заметный вклад в победу над украинскими карателями. Польские эксперты - редкие фантазёры, хотя появление казаков-добровольцев по личной инициативе в Сирии гипотетически возможно. Но сейчас хотелось бы коснуться не фобий польских аналитиков, а темы боевой подготовки казаков. В прежние времена казаки, как иррегулярные войска, отличались от регулярной армии набором специфических навыков и умений. Например, редко кто из кавалеристов владел пикой так мастерски, как казаки. Регулярные кавалерийские части умели атаковать лавой, но делали это не так лихо, как казаки, для которых лава была традиционным и наиболее часто используемым атакующим маневром. В монографии "Донское казачество, Донская земля в Первой мировой войне" ("Альтаир", 2015) приводится цитата донского писателя И.А. Родионова: "Лава - это не строй в том смысле, как его понимали, и понимают регулярные войска всех стран. Это нечто гибкое, змеиное, бесконечно поворотливое...Это сплошная импровизированная импровизация...". Умение атаковать такой импровизированной импровизацией было отличительной характеристикой казаков. Как и владение холодным оружием. В указанной монографии читаем ещё одну цитату: "...владению холодным оружием придавали большое значение, и доводили до виртуозности. Владение оружием, кроме своего прямого назначения, имеет ещё большое воспитательное значение. Ибо даёт уверенность в своих силах, в своём физическом превосходстве, развивает веру в своё оружие, ловкость, молодечество, находчивость, удаль и дух к стремлению решать всякое столкновение ударом холодного оружия..". Казак был лихим наездником, виртуозно владеющим холодным оружием, и не колебался пускать его в ход, что кинжал, что шашку. Чтобы зарезать врага кинжалом, с врагом нужно было сблизиться. Встретить своим взглядом его взгляд. А для этого требовалось немалое хладнокровие, мужество, сила мышц и духа. Вот почему из казаков получались лихие лазутчики и диверсанты. Сегодня ситуация с казачеством немного другая. Казачество возрождается после долгого небытия, и на таком этапе неизбежны ошибки, огрехи, приход в казачество случайных людей. Казак прошлых эпох мог дать фору военнослужащему регулярной армии в меткости и умению обращаться с конём. Некоторые современные казаки уступают современным военнослужащим регулярной армии в умении обращаться с военной техникой и оружием. Оно и понятно: в армии этому научиться легче, чем на гражданке, в казачьей станице, где нет необходимых условий. Казаки получают навыки владения оружием чаще при прохождении срочной службы, а не в станице, как в старину. И не все желающие поступить в казачество владеют оружием и навыками боя. У казаков раньше были свои казачьи отличительные черты (отменная подготовка к бою холодным оружием, меткость при стрельбе с коня и т.п.). Сейчас у казаков конкретно и ярко выраженных практических навыков, которые бы выгодно отличали их от солдат регулярных войск, нет, то есть, нет того, что можно было бы назвать фирменно казачьим, коронкой казачества. Казаки умеют стрелять из пулемета, гранатомета, огнемета, зенитки, и военнослужащие ВС РФ умеют то же самое. Чем, кроме своей иррегулярности, и гибкой и эффективной организационной системы казачьих формирований, казачество отличается от других родов войск? Должно ли казачество занимать обыденную строчку в перечне родов войск российской армии: мотострелки, танкисты, артиллеристы, десантники, пограничники ... казаки? Или должно отличаться чем-то своим, специфически казачьим? Идеологически оно уже отличается. В отличие от регулярной армии, которая занята немного другими задачами, казачество - это ещё и духовная сила, отстаивающая Православие, и проповедующее верность корням. Казак - это воин Христов. В случае с казачеством это исходит не по приказу сверху, а стихийно, из народных низов, из самой гущи русского народа. Но это в плане идеологии, а в плане боевой практики? Казачество традиционно выполняло не только боевые задачи, но и осуществляло полицейские (охранные) функции. Казак должен был уметь действовать и на поле боя, в схватке с врагом, и в стычке с уголовным или саботажным элементом. Здесь мастерское владение оружием ближнего боя, в т.ч. нагайкой, было незаменимым подспорьем. Современным казакам навыки обращения с холодным оружием тоже пригодятся. Хотя бы в воспитательных целях (см. выше приведённую цитату). В ходе боевых действий в Новороссии были случаи, когда кавказские добровольцы ловко использовали холодное оружие в схватке с карателями ВСУ. Поразить противника в ближнем бою ножом, вместо привычного огнестрела", способен только закаленный дух. Казаки издревле славились этой способностью. Сегодняшние войны - это войны дистанционные. В Новороссии артиллерия и танки стали основными средствами ведения боя. Высокую эффективность и тактическую гибкость в бою показали те казачьи подразделения, чей состав был обучен стрельбе не только из автоматов и гранатометов, но и из минометов, гаубиц, ПТУРС, способам минирования и т.д. Казак, в идеале, должен быть универсальным солдатом, с навыками обращения с максимально большими видами оружия и техники, от СВД до БМП, как минимум. Кадры в казачьих подразделениях должны быть взаимозаменяемы. Если из строя вышел снайпер или сапёр, его должен заменить другой. Каждый казак должен быть немного и снайпером, и водителем БТР, и артиллеристом, и разведчиком. Тогда к отличительно казачьей духовно-идеологической составляющей - верности Православию и Руси - добавится универсальная боевая составляющая. Тогда казак будет универсальным солдатом. И, как небольшое дополнение: в казачьей среде должен царить культ спорта, особенно его силовых видов. Ближний бой - это часто рукопашная схватка. Далекий от навыков единоборств человек в таких случаях проигрывает, что равнозначно смерти. Бокс, борьба, рукопашный бой, кик-боксинг (выбор велик!) должны получить постоянную прописку в казачьих сообществах. Плюс гиревой спорт, атлетизм и т.п. Это будет способствовать омоложению казачества. Ведь активно заниматься такими видами спорта могут, в основном, молодые. Казаки постарше переходят в почетную категорию старейшин. На недавнем чемпионате ДНР по рукопашному бою лучшие результаты показали казачьи подразделения. Так держать! Единоборства, как и владение кинжалом, воспитывает удаль, храбрость и молодечество. В соединении с интеллектуальными занятиями (шахматы, шашки, нарды и подобные игры) это даёт сплав силы и тонких логических способностей, делает человека крепким физически и думающим логически, что в бою играет не последнюю роль. Помножьте это на умение обращаться со всеми основными видами вооружения, и вы получите универсального солдата. Как говорится, с нами Бог и автомат Калашникова!