Вариации конструирования идентичности в социальных сетях
Наталия Лапкина

Вариации конструирования идентичности в социальных сетях

Мы сейчас не мыслим себя вне виртуального пространства, у подавляющего количества пользователей Интернета есть аккаунты в социальных сетях, часто этих аккаунтов несколько. Человек может быть зарегистрирован ВКонтакте, в Фейсбуке, с Одноклассниках, в Инстаграме, в Твиттере и в новомодном Перископе. И в каждом аккаунте пользователь создает некий особый виртуальный автопортрет, создает себя и свою идентичность.

Позиционирования в социальных сетях могут быть самые разные, кто-то транслирует образ успешного родителя, кто-то просто красивой девушки, кто-то человека в постоянных поездках...

Образов очень много и чаще всего, это образы успешные. Тех, кто жалуется в социальных сетях сильно меньше, все хотят создать своего собственного героя в виртуальном пространстве. И конечно, в данном процессе интересным является соответствие конструирования идентичности в разных соцгруппах реальному типажу личности. Эта тема сейчас стала актуальной для исследования в социальной и культурной антропологии.

Одним из факторов создания идентичности, на мой взгляд, является конструирование национальной идентичности пользователей в сети. Осознанно или бессознательно каждый транслирует тот или иной культурный код.  Проблематика конструирования идентичности, в том числе гражданской, в виртуальном пространстве актуальна для России в целом, особенно для отдельных регионов Российской Федерации, таких как  Татарстан, Дагестан, актуальна  и для стран ближнего зарубежья: Латвия, Эстония, Украина.

Иногда в силу остроты политической ситуации мы можем увидеть ярко выраженный кризис идентичности, что особенно видно на примере Украины, когда именно в сети человек более жестко и резко создает, осознает, трансформирует собственную гражданскую идентичность, например, принимает и отторгает один язык раз за разом, демонстративно переходит в написании постов на тот язык, который большинство его френдленты с трудом понимают, потом возвращается к отверженному языку, тогда как в реальной жизни человек может быть достаточно пассивен и не выражать ярко свои эмоции и мысли по своей гражданской идентичности. Именно в виртуальном пространстве в публичной сфере происходит демонстрация этого кризиса.

Разные социальные сети задают разный формат конструирования идентичности, есть ресурсы преимущественно ориентированные на визуализацию, такие как Инстаграм, в нем картинка является доминирующей по отношению к тексту, текст сведен к кратким фразам или набору тэгов, практически редуцирован. Есть ресурсы, в которых соблюден определенный баланс между визуальным и текстовым содержанием, к такому типу социальных сетей можно отнести Фейсбук. Именно в данной социальной сети чаще можно найти интересные размышления пользователей по поводу идентичности. Еще одна группа ресурсов - где текст  превалирует над иллюстрациями, например, Живой журнал, хотя в последние несколько лет активность пользователей в нем заметно снизилась.

Интересно проследить, насколько отличается формирование идентичности пользователя в разных сетях, где лучше считывается идентичность и где пользователи более открыты и честны. В рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 14-06-00836 "Кризис идентичности на постсоветском пространстве. Кросскультурный анализ" актуализирована данная проблематика и проводятся исследования в этом направлении.