Итак, встреча Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Римского папы Франциска на Кубе состоялась. По итогам ее было принято «Совместное заявление», которое в большинстве СМИ заранее назвали «Декларацией». Собственно, особых различий здесь нет, поэтому на этом и не стоит заострять внимания.
Обсуждать саму встречу и «Совместное заявление» следует трезво, помолясь Господу нашему Иисусу Христу, и без всяческой истерики. Необходимо без эмоций и предвзятости оценивать и свершившееся и принятый документ.
«Саммит» в аэропорту и Предание
Вокруг встречи в Гаване сложился далеко не однозначный окружающий фон. Ряд СМИ, политиков, религиозных лидеров и деятелей культуры приняли наименование «Встреча Тысячелетия» и, соответственно, отреагировал сугубо положительно. Но вот беда! Далеко не незначительное количество людей оказалось просто в недоумении. «Саммит» свалился им, как снег на голову. Все быстро объявили и скоро организовали, хотя и заявили, что готовились чуть ли не 90-х гг. прошлого века. Причем в различных периодических изданиях почти одномоментно появилось высказывание известного политтехнолога: «Если бы о встрече было объявлено за более длительное время, были бы достаточно активные протесты, поднялся бы большой шум. А так просто консерваторы просто не успеют сорганизоваться».
Либеральные СМИ с удовлетворением и удовольствием цитируют его, добавляя от себя похвалы митрополиту Волоколамскому Илариону за то, как технологично не дал проявиться протестам «консервативной части» русского православного сообщества. Впрочем, радости либералов оставим на их совести. Но…
В России не только миряне, но и священнослужители реально были ошарашены предстоящей встречей Святейшего Патриарха и папы. Келейность и закрытость в подготовке встречи напоили умы «вином изумления». Православные христиане отлично помнят слова святых, которые звучат очень и очень резко.
«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними» (Святитель Марк Ефесский). «Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь… Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная» (Преподобный Феодосий Печерский) ,«Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь…» (Преподобный Максим Грек). «…Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православной» (Преподобный Амвросий Оптинский). «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). «Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех — страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную…» (Святитель Феофан Затворник). «Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь: ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты – трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову…» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Остановимся, ибо примеров таковых мыслей в Святоотеческом Предании полным-полно. Однако, слова весьма уважаемого современного православного богослова, профессора А. И. Осипова надо упомянуть: «…Церковь Православная признает их крещение, однако она считает их еретиками, ибо католики исказили Символ веры и внесли в свое вероучение много своих лжедогматов, которые противоречат апостольскому учению».
Возникает вопрос: «Если православные христиане руководствуются Преданием и мнением православных же богословов (Осипов отнюдь не одинок!), то их опасения разве нельзя оставлять без ответа?» И еще. «Консерваторами» обычно либеральные СМИ обзывают христиан, стоящих за Православную Традицию, а не увлекающихся нововведениями ради уступок потребительскому обществу. В Европе уже доувлекались…
Православная общественность серьезных разъяснений не получила. Скажем, опровержений взглядов Иоанна Кронштадтского или Феодосия Печерского…
«Совместное заявление»: соблазны и надежды
А теперь перейдем к важнейшему документу – «Совместное заявление Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
Само название никаких возражений не вызывает. Все нормально. Обычный заголовок для этого рода публикаций. Международная дипломатическая практика ничем не нарушена.
Начало Пункта Первого вполне нейтральное и годится для любого заявления при межконфессиональном диалоге. Но далее наступает то самое «но». Приведем фрагмент из текста: «С радостью мы встретились как братья по христианской вере…»
Извините, разве Православный Патриарх может признаваться братом главы еретического направления? Или-или быть не должно. Церковь ставится на одну доску с ересью. О покаянии католиков что-то не слышно. Произошла очевидная уступка Ватикану. И непонятно зачем. Ради политики? А как же Бог? Истина? Тогда получается, что Русской Православной Церкви необходимо повиниться перед Понтификом? И деканонизировать великих православных святых? Иначе каким образом признается «братство»?..
Впрочем, дергаться не будем и подождем послесловия «саммиту».
П.2. Опять упоминание «братской встречи». В остальном — добрые фразы о христианах Латинской Америки, прежде всего. В целом безобиден и даже хорош.
П. 3. Обыкновенная констатация. Только не ясно о каких «совместных трудах католиков и православных» говорится. В больницах и помощи неимущих?! Тогда криминального и разрушительного и не обнаруживается. Пункт требует конкретики.
П. 4. Замечательный. Возражений с точки зрения Православия не вызвает.
П. 5. Даем полностью: «Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21)».
Казалось бы, хорошие слова. Да, лишь на первый взгляд! Единство не было утрачено. Святые отцы говорят об ОТПАДЕНИИ Римской Церкви от полноты Вселенского Христианства. Единство есть в Православной Церкви и католикам необходимо покаяться и вернуться в единую семью, как «блудному сыну». Мы же ОБЯЗАНЫ тогда принять с любовью наших настоящих, а не фиктивных братьев. Пока все остается на том же уровне.
П. 6. Первая строка: «Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос». Единство хорошо. Да католики его понимают так: «Христос «основал на земле» единственную Церковь и учредил ее как «зримое собрание и духовную общину», которая от своего рождения и в ходе веков существует и будет существовать, и только в ней остались и будут пребывать все составные части, установленные Самим Христом. «Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую […]. Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним» (Конгрегация вероучения. Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов учения о Церкви). Не больше и не меньше. Кратко: «Кто не пребывает в Католической Церкви, тот вне единства». После подписания «Декларации» католики имеют право (с их позиций, конечно) утверждать о признании Патриархом Московским и всея Руси примата католичества и Римского папы.
П. 7. Допустим. Хотя снова не уточняет детали. А бес он в мелочах и детальках прячется.
П. 8. Абсолютная поддержка. Гонения на христиан достигли гигантских масштабов и этому надо противоборствовать. Однако, о преследованиях православных христиан на Украине — молчание. Почему? Убиты и миряне, и священники, разрушены храмы на Донбассе. Есть православные иереи, томящиеся в застенках СБУ. Неужели это забыто?
Под Пунктами 9-15 легко подпишется каждый православный человек.
П. 16. Сложно возражать. Надо вернуть Европе ее христианскую душу, иначе она погибнет.
Пункт 17. О помощи бедным и беженцам. Только бесчувственный человек откажется от данного пункта. Но пункт несколько односторонен. Беженцы тоже разные бывают. «Кельнские» изнасилования не учтены. Нет и осуждения безумной миграционной политике Европы, когда меняется ее национальный состав и те же католики кожей уже чувствуют, как превращаются в меньшинство на своей Родине.
П. 18. Тут все чинно и благочинно.
П.19. Защита семьи в мире наступающей «ювеналки» и порока сверхважна. И Патриарх, и папа на сто процентов правы. Опровергать их захочет либо глупец, либо отменный либерал, проживающий в хрустальном тереме за семью заборами и колючей проволокой.
П. 20. «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания». Чудесно сказано о браке. Но о том, что «иные формы сожительства» греховны, особенно содомитская, толерантно не пишется.
П. 21. Направлен против абортов, эвтаназии, манипулирования человеческой жизнью, неразумных биотехнологий. Голосуем — «за»!
П. 22-23. Содержат призывы к христианской молодежи. Отношение православного христианина здесь не может быть негативным. Подводных камней и католических мин не имеется.
П. 24. Снова ложное «братство». Однако, отвергается прозелитизм, что является добрым знаком. Посмотрим, как католики будут выполнять данный пункт.
Пункты 25-26. Осуждается «униатизм». Православных и греко-католиков призывают уживаться без насилия. Патриарх и папа скорбят о ужасах войны на Украине. Но не осуждаются насилия карателей над мирным населением Новороссии (а ведь «бойцов» АТО открыто благословляли греко-католические священники!). И в «майданной» революции униаты были запевалами, что ныне известно и маленькому ребенку. О Холокосте в Одессе не сказано.
П. 27. Фактически, он осуждает раскольников на Украине, пытающихся неканоническим путем разорвать Православие.
Пункты 28-30. Кроме, пресловутого «братства» раздора вызвать не в состоянии.
Подписи Патриарха и папы свидетельствуют о равенстве и равночестии. Достоинство Русской Православной Церкви по отношению к Католической не умалено. Католики не получили аргумента в пользу подчинения русского Патриарха папе.
В целом «Совместное заявление» носит противоречивый характер. И откровенно вызывает сомнения в том, что нечто аналогичное не примут на Всеправославном Соборе на Крите в июне 2016 года.
Все же огорчаться или радоваться православным христианам России пока вряд ли нужно, так как не ясно, что воспоследует после встречи Его Святейшества с Римским папой в Гаване. Господь знает все и со временем покажет нам. И ни в коем случае нельзя уходить из Церкви или отказываться молиться за Святейшего Патриарха Кирилла! Соблазн — на лицо, но Бог — с нами!
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках