Вся современная украинская историография строится на отождествлении запорожцев и вообще днепровских казаков с некими «украинцами» (которых во времена Днепровского казачества просто не существовало), и представлении их в качестве предков современного населения Малороссии.
Чтобы убедить себя и окружающих в справедливости этой версии, нынешние украинские националисты, в том числе и с Западной Украины, выбривают себе оселедцы и поют «все мы козацького роду». А на евромайдане вокруг пылающих бочек водили хороводы некие «черные запорожцы», уверяющие что являются потомками «не пожелавших покориться Москве» сечевиков.
Насколько эти претензии обоснованы? Ведь хорошо известно, что запорожцы, да и все днепровские казаки были переселены с территории Малороссии и Новороссии на Кубань и Терек, а также вошли в Сибирское, Ориенбургское, Семиреченское и другие казачьи войска Империи. Те же немногие, кто остался, перешли в податные сословия (старшины стали дворянами) и перестали быть казаками.
Те же запорожцы, что не приняли упразднение Сечи, и глубоко возмущенные, ушли к турецкому султану, почти все вскоре вернулись в русское подданство и так же переселились на Кубань. То есть, к середине ХIХ века никаких казаков на территориях нынешней Украины не осталось (!), если конечно не считать таковыми земли Донбасса, входившие в состав Области Войска Донского, и населенные донскими казаками.
Но и это не все. Кубанские казаки, которых киевская пропаганда объявляет украинцами, и чей диалект — кубанская балачка — здорово напоминает малороссийский суржик, себя таковыми вовсе не считают. Вообще, отношение к украинцам на Кубани довольно сложное. Как известно, во времена Империи, царская администрация активно селила на казачьих землях так называемых иногородних — крестьян из внутренних губерний, в том числе и как некий противовес излишней казачьей самостоятельности. Не неся казачьих обязанностей, иногородние не имели и прав казаков. В частности, они не получали земельных наделов, а вынуждены были арендовать их у казаков или у станичных правлений.
На Кубань переселяли, главным образом, крестьян из Малороссии. И в годы Гражданской войны и красного террора, они стали главными врагами и палачами кубанцев.
К этому добавилась еще и кампания насильственной украинизации, которая проводилась на Кубани в 20-30-е годы ХХ столетия, когда все делопроизводство и школьное образование в крае было переведено на «украинский» язык. Все это привело к тому, что слово «хохол» в те времена на Кубани стало синонимом предательства и бессмысленной жестокости.
Собственно говоря, кубанцы, а ранее черноморцы всегда считали себя представителями совсем другой этнической группы, нежели малороссы. Причем в среде кубанских казаков до сих пор живет легенда, что земли Таманского полуострова были их исконной землей до монгольского завоевания, после чего им пришлось переселиться на Днепр. И именно поэтому они и просили у Екатерины Великой Кубань, как землю отцов.
Так это было или нет, но кубанцы почитают своими соплеменниками не украинцев, а донских, терских и других казаков.
Как известно, вопрос о том, являются ли казаки отдельным этносом или субэтносом, продолжает быть в официальной науке дискуссионным. Но даже царское правительство, полагавшие казаков сословием, переселяя на Кубань казаков с Полтавщины и Черниговщины, не пыталась влить в их ряды крестьян-малороссов, вывезенных из тех же губерний, даже когда катастрофически не хватало бойцов для удержания линии.
Если же обратиться к более ранней истории, то во времена Запорожской Сечи все было так же. Историк Андрей Серба, говоря об антипольском союзе казаков и крестьян-малороссов (посполитства), объединенных единой православной верой, указывал на его непрочность. Когда во время очередного восстания удавалось побить поляков, казаки во время мирных переговоров «забывали» отстаивать права «холопов». Если же побеждали поляки, малороссы немедленно предавали казаков, в надежде на панское прощение.
Что же касается жителей Западной Украины — Червонной Руси, к тому времени поголовно униатов, а так же православных Волыни, то именно они под хоругвями коронного гетмана и польских магнатов заливали кровью Малороссию и воевали с восставшими казаками.
Когда Гоголь описывал в «Тарасе Бульбе» процедуру принятия в Сечь: «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень», он имел ввиду не вообще любого пришедшего, а прибывших казаков.
Если же на Сечи оказывался холоп, сбежавший от пана, то его ожидал несколько иной прием. Ему разрешали селится на сечевых землях, давали в аренду участок земли и защиту. Но он был обязан платить оброк, отдавая часть урожая, превращаясь таким образом в батрака войскового товарищества. Шансы стать казаком у него были весьма невелики.
Впрочем, ситуация несколько изменилась во времена Хмельничины и последовавшей за ней Руины, когда казаки, понесшие тяжкие потери, не столь бдительно следили за чистотой своих рядов. В результате заказаковало немало холопов и даже малороссийской шляхты.
Впрочем, в своем большинстве они потом, при переселении днепровских казаков, поспешили перейти в «податное сословие», предпочтя сытую и спокойную жизнь государственных крестьян суровому и полному тревог военному бытию на новых границах Империи.
Но когда затевался проект «Украина», его авторы вспомнили, что на этих землях некогда жили отважные воины и поспешили присвоить их историю, поскольку не находили в жизни хуторян, из которых собирались слепить новую «нацию», сколько-нибудь великих свершений.
Украденную тему усиленно использовали австрийцы, собрав из потомков польских холопов — простых и «боевых» формирование «Сечевых стрельцов», а затем и петлюровцы, сформировавшие из селян «курень черных запорожцев», которых потом гоняли настоящие потомки запорожцев.
Ну, а во времена «незалежности» узурпаторы казачьей славы развернулись во всю. Сколько самых невероятных фейков они наплодили — от муляжных «запорожских могил» на Львовщине до клоуна-эксгибициониста из Черновцов Гаврилюка, объявившего себя «казаком». Но, как говорится, из хама не будет пана, а уж казака — тем более.
И пока казачьи полки в Донбассе громят карателей, ни одного формирования «казаков» хунтой создано не было.
Еще более показателен один любопытный эпизод, показывающий на каких исторических персонажей в действительности равняются потомки древних укров.
На украинском форуме обсуждали репортаж о защите кубанскими казаками Крымского перешейка во время Русской весны. Один из участников обсуждения написал: «Ну и скажите теперь, что не прав был Ярема (Иеремий Вишневецкий — ярый гонитель Православия и палач Малороссии, любивший говорить во время казней: «Мучьте их так, чтобы они чувствовали, как умирают»), дравший шкуры с их предков!» И все остальные участники форума горячо с этим согласились.
То есть, свидомиты по сути дела признают, что восставшие в защиту Православия и против польского гнета казаки и малороссы не являются их предками в отличие от карателей бесноватого ренегата Яремы, который до 17 лет он был русским и православным.
Чтобы убедить себя и окружающих в справедливости этой версии, нынешние украинские националисты, в том числе и с Западной Украины, выбривают себе оселедцы и поют «все мы козацького роду». А на евромайдане вокруг пылающих бочек водили хороводы некие «черные запорожцы», уверяющие что являются потомками «не пожелавших покориться Москве» сечевиков.
Насколько эти претензии обоснованы? Ведь хорошо известно, что запорожцы, да и все днепровские казаки были переселены с территории Малороссии и Новороссии на Кубань и Терек, а также вошли в Сибирское, Ориенбургское, Семиреченское и другие казачьи войска Империи. Те же немногие, кто остался, перешли в податные сословия (старшины стали дворянами) и перестали быть казаками.
Те же запорожцы, что не приняли упразднение Сечи, и глубоко возмущенные, ушли к турецкому султану, почти все вскоре вернулись в русское подданство и так же переселились на Кубань. То есть, к середине ХIХ века никаких казаков на территориях нынешней Украины не осталось (!), если конечно не считать таковыми земли Донбасса, входившие в состав Области Войска Донского, и населенные донскими казаками.
Но и это не все. Кубанские казаки, которых киевская пропаганда объявляет украинцами, и чей диалект — кубанская балачка — здорово напоминает малороссийский суржик, себя таковыми вовсе не считают. Вообще, отношение к украинцам на Кубани довольно сложное. Как известно, во времена Империи, царская администрация активно селила на казачьих землях так называемых иногородних — крестьян из внутренних губерний, в том числе и как некий противовес излишней казачьей самостоятельности. Не неся казачьих обязанностей, иногородние не имели и прав казаков. В частности, они не получали земельных наделов, а вынуждены были арендовать их у казаков или у станичных правлений.
На Кубань переселяли, главным образом, крестьян из Малороссии. И в годы Гражданской войны и красного террора, они стали главными врагами и палачами кубанцев.
К этому добавилась еще и кампания насильственной украинизации, которая проводилась на Кубани в 20-30-е годы ХХ столетия, когда все делопроизводство и школьное образование в крае было переведено на «украинский» язык. Все это привело к тому, что слово «хохол» в те времена на Кубани стало синонимом предательства и бессмысленной жестокости.
Собственно говоря, кубанцы, а ранее черноморцы всегда считали себя представителями совсем другой этнической группы, нежели малороссы. Причем в среде кубанских казаков до сих пор живет легенда, что земли Таманского полуострова были их исконной землей до монгольского завоевания, после чего им пришлось переселиться на Днепр. И именно поэтому они и просили у Екатерины Великой Кубань, как землю отцов.
Так это было или нет, но кубанцы почитают своими соплеменниками не украинцев, а донских, терских и других казаков.
Как известно, вопрос о том, являются ли казаки отдельным этносом или субэтносом, продолжает быть в официальной науке дискуссионным. Но даже царское правительство, полагавшие казаков сословием, переселяя на Кубань казаков с Полтавщины и Черниговщины, не пыталась влить в их ряды крестьян-малороссов, вывезенных из тех же губерний, даже когда катастрофически не хватало бойцов для удержания линии.
Если же обратиться к более ранней истории, то во времена Запорожской Сечи все было так же. Историк Андрей Серба, говоря об антипольском союзе казаков и крестьян-малороссов (посполитства), объединенных единой православной верой, указывал на его непрочность. Когда во время очередного восстания удавалось побить поляков, казаки во время мирных переговоров «забывали» отстаивать права «холопов». Если же побеждали поляки, малороссы немедленно предавали казаков, в надежде на панское прощение.
Что же касается жителей Западной Украины — Червонной Руси, к тому времени поголовно униатов, а так же православных Волыни, то именно они под хоругвями коронного гетмана и польских магнатов заливали кровью Малороссию и воевали с восставшими казаками.
Когда Гоголь описывал в «Тарасе Бульбе» процедуру принятия в Сечь: «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень», он имел ввиду не вообще любого пришедшего, а прибывших казаков.
Если же на Сечи оказывался холоп, сбежавший от пана, то его ожидал несколько иной прием. Ему разрешали селится на сечевых землях, давали в аренду участок земли и защиту. Но он был обязан платить оброк, отдавая часть урожая, превращаясь таким образом в батрака войскового товарищества. Шансы стать казаком у него были весьма невелики.
Впрочем, ситуация несколько изменилась во времена Хмельничины и последовавшей за ней Руины, когда казаки, понесшие тяжкие потери, не столь бдительно следили за чистотой своих рядов. В результате заказаковало немало холопов и даже малороссийской шляхты.
Впрочем, в своем большинстве они потом, при переселении днепровских казаков, поспешили перейти в «податное сословие», предпочтя сытую и спокойную жизнь государственных крестьян суровому и полному тревог военному бытию на новых границах Империи.
Но когда затевался проект «Украина», его авторы вспомнили, что на этих землях некогда жили отважные воины и поспешили присвоить их историю, поскольку не находили в жизни хуторян, из которых собирались слепить новую «нацию», сколько-нибудь великих свершений.
Украденную тему усиленно использовали австрийцы, собрав из потомков польских холопов — простых и «боевых» формирование «Сечевых стрельцов», а затем и петлюровцы, сформировавшие из селян «курень черных запорожцев», которых потом гоняли настоящие потомки запорожцев.
Ну, а во времена «незалежности» узурпаторы казачьей славы развернулись во всю. Сколько самых невероятных фейков они наплодили — от муляжных «запорожских могил» на Львовщине до клоуна-эксгибициониста из Черновцов Гаврилюка, объявившего себя «казаком». Но, как говорится, из хама не будет пана, а уж казака — тем более.
И пока казачьи полки в Донбассе громят карателей, ни одного формирования «казаков» хунтой создано не было.
Еще более показателен один любопытный эпизод, показывающий на каких исторических персонажей в действительности равняются потомки древних укров.
На украинском форуме обсуждали репортаж о защите кубанскими казаками Крымского перешейка во время Русской весны. Один из участников обсуждения написал: «Ну и скажите теперь, что не прав был Ярема (Иеремий Вишневецкий — ярый гонитель Православия и палач Малороссии, любивший говорить во время казней: «Мучьте их так, чтобы они чувствовали, как умирают»), дравший шкуры с их предков!» И все остальные участники форума горячо с этим согласились.
То есть, свидомиты по сути дела признают, что восставшие в защиту Православия и против польского гнета казаки и малороссы не являются их предками в отличие от карателей бесноватого ренегата Яремы, который до 17 лет он был русским и православным.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках