Английская карикатура на Павла Первого. Нач. XIX в.
Пожалуй, самым первым в нашей истории эпизодом информационной войны - в то время, разумеется, такого понятия ещё не было и в помине - следует, по всей видимости, считать сотрудничество изменника князя А.М. Курбского с Литвой и их общую "дружбу" против Грозного Царя.
Именно Курбский, оказавшись в Литве после целого ряда не самых приятных для себя приключений, первым заговорил о "происках Москвы", которые-де следует "незамедлительно пресечь". Очень знакомая риторика, не правда ли?Он же, кстати, принимал участие и в войнах против русских, возглавляя - не без успеха - одну из польских армий.
Позже предатель Курбский, который, судя по всему, был ещё и предтечей отечественных либералов, инициировал переписку со своим бывшим сувереном, обвинив его в жестокости установленного им на Руси режима опричнины.
Однако наиярчайшим проявлением "информационной войны" Запада против Руси и лично царя Ивана Грозного стал политический памфлет авторства Курбского под пафосным названием "История о великом князе Московском", в котором автор попросту оклеветал царя, в некоторых случаях приписав последнему то, чего явно не могло быть в действительности.
Особенно если учесть то обстоятельство, что сам царь был человеком глубоко верующим, и одно время находился под влиянием таких людей, как его первая супруга царица Анастасия Романовна и Филипп Московский, который, впрочем, также обличал злодейства царских опричников.Собственно и прозвище Ивана IV, Грозный, пришло к нам впоследствии из западной историографии.
В дальнейшем Западу было уж не до нас - в смысле именно "информационной войны" - там были свои проблемы, по крайней мере, до тех пор, пока Пётр Первый, Царь Реформатор, не начал свои преобразования, которые призваны были вывести Россию в число передовых европейских держав.
А до того Россию, точнее сказать, Московию, считали на Западе отсталой, варварской и населённой полулюдьми-полумедведями и оттого какого-либо внимания вряд ли достойной. Даже несмотря на то, что сами московиты, бывало, являлись ко двору того или иного европейского монарха и те же европейцы, бывая при дворе московских государей, безусловно, имели возможность увидеть русских воочию.
Да и в самой Москве издавна существовал знаменитый Кукуй, Немецкая слобода, населённая представителями едва ли не всех европейских национальностей, которые, кстати, также имели возможность самого непосредственного общения с московитами. Последние, правда, в большинстве своём, относились к иностранцам с большим недоверием, откровенно побаиваясь этих "немых".
В целом Запад оставался в неведении, даже в смысле элементарной географии Московского государства - там было только известно, что эта огромная страна лежит где-то за Польшей и что она будто бы "с Индиями граничит". Здесь сказывалось, прежде всего, отсутствие общих интересов.Справедливости ради заметим, впрочем, что этот пробел был до некоторой степени восполнен впоследствии записками о Московии Герберштейна, Олеария, Мейерберга и др.
Вскоре после известного Великого посольства в Европу 1697-1698 гг., в котором сам Пётр I принимал весьма деятельное участие под псевдонимом бомбардира Петра Михайлова (со временем этот псевдоним стал, по сути, его вторым именем), по Руси пополз мутный слух о его подмене, который циркулирует в среде неофитов-левашовцев ещё и в наше время.
Трудно сказать когда, где и кем именно был запущен этот нелепый слух (начало его распространения приписывают обычно московским стрельцам), но и он тоже, по сути, является составляющей информационной войны против России. Можем лишь отметить то обстоятельство, этот слух нашёл, как будто, своё отражение в знаменитом романе "красного графа" Алексея Толстого о Петре и был впоследствии широко растиражирован в советском кинематографе.
Вышеупомянутые неофиты от истории тычут пальцем сначала в портрет молодого Петра до его отъезда с Европу с Великим посольством, а затем в якобы его же портрет, но уже после его, Петра, возвращения. Даже не подозревая при этом о том, что второй портрет - это не что иное, как изображение родного дяди Петра боярина Льва Нарышкина на которого Пётр был отчасти похож.
Следствием широкого распространения на Западе печатного слова явились ещё более усовершенствованные средства информационной войны против России - в ход тогда пошли карикатуры на русских монархов - от Екатерины II и Павла I до Николай II и их приближённых. Из последних от западной прессы досталось, например, великому Суворову и, несколько позже, Паскевичу-Эриванскому.
Кстати, убийству Павла I, к которому, безусловно, причастны английские масоны, предшествовало его шельмование в газетах и сатирических памфлетах Туманного Альбиона. Отсюда, кстати, ложь о якобы безумном Императоре проникла и в нашу историографию и прочно в ней закрепилась.
Ещё одним очень ярким эпизодом информационной войны Запада против России стала история с французской фальшивкой 1812 года, получившая в историографии нового времени название "Завещание Петра Великого" (фр. Le Testament de Pierre le Grand). (Лиц, интересующихся подробностями, сразу же адресуем к соответствующим источникам).
Английская карикатура на события Крымской войны. "Punch", 1855 г.
В дальнейшем накал политических страстей Запада вокруг России только нарастал, и постепенно в тамошней прессе сложился существующий и до сих пор карикатурный образ России - неповоротливый и не очень умный увалень медведь, которого, впрочем, злить себе дороже. Наравне с образом Русского Медведя эксплуатировался и карикатурный образ двуглавого орла – древнего герба России.
Кстати, накал этих самых страстей был самым непосредственным образом связан с устойчивым ростом экономики николаевской России, вступления её в эпоху капиталистического развития, с всё более возраставшей её военной и политической мощью.
Тогда любое мало-мальски значимое событие как в самой России, так и за её пределами, хоть как-то с ней связанное, моментально находило своё отражение в западной прессе, не говоря уже о событиях такого масштаба, как Крымская война 1853-1856 гг., Польские восстания 1830 и 1863 гг. или Русско-японская война 1904-1905 гг.
Тогда Запад буквально выстреливал в Россию очередным зарядом карикатур самого разного свойства и содержания. Однако политическими карикатурами дело, разумеется, отнюдь не ограничивалось, в информационных войнах Запада против России в XIX веке шли в ход и такие "средства визуализации", как дешёвые театральные постановки.
Одной из таких постановок чуть было не стала (впрочем, возможно, она и была поставлена) опять-таки французская бульварная пьеса из времён Екатерины II. По крайней мере, с того времени существует широко известный исторический анекдот, который мы приводим здесь полностью в качестве иллюстрации:"В Париже решили поставить пьесу из жизни Екатерины II, где русская императрица была представлена, мягко говоря, в несколько легкомысленном свете. Узнав об этом, Августейший Внук Екатерины Великой, Император Николай I, через нашего посланника, графа Николая Дмитриевича Киселёва, выразил своё Высочайшее неудовольствие правительству принца Луи Наполеона Бонапарта, будущего Императора Наполеона III. На что последовал ответ в том духе, что, дескать, во Франции свобода слова и отменять спектакль никто не собирается. На что Николай I повелел передать, что в таком случае на премьеру оного спектакля он пришлет 300 тысяч зрителей в серых шинелях. Едва царский ответ дошел до столицы Франции, как там без лишних проволочек отменили скандальный спектакль".
Есть и несколько иная версия этого же анекдота: Ответ французского правительства гласил: "Публике нравится, спектакль пользуется успехом, ничего не можем поделать". На что русский самодержец отвечал следующее: "Я пришлю миллион зрителей в серых шинелях, они его освищут".
В конце XIX столетия, когда по причинам политическим и экономическим сложился союз Российской Империи и Французской Республики, т. н. Франко-русский союз и затем Антанта, карикатуры на Россию носили в западной прессе, скорее, характер не так чтобы уж очень злой иронии.Объясняется это тем, что к этому времени Россия находилась уже на пике своего могущества в военной, экономической и политической сферах - её боялись и уважали, и с ней считались. Вынуждены были считаться.Точнее, на Западе считались не столько с самой Россией, сколько с её армией и военно-морским флотом, которых Александр III некогда назвал единственными союзниками России.
Практически в это же время, т. е. в 1900-е гг., в информационную войну Запада против России активно включаются разного рода национал-предатели (публика сродни нынешним туземным жидо-либерастам) и пораженцы (желавшие России поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.), т.е., в основном все те, кто оказался в эмиграции после событий русской революции 1905-1907 гг., главным образом, представители т.н. Российской социал-демократической рабочей партии, те самые большевики-ленинцы во главе, понятно, с Ульяновым-Лениным. Не отставали от ленинцев и меньшевики Мартова. А им, в свою очередь, наступали на пятки разномастные националисты вроде украинствующих мазепинцев (уже в годы Первой Ммировой войны) из т.н. «Союза освобождения Украины» (см., в частности, наш материал "Из истории украинского сепаратизма. Послесловие").И те и другие, и третьи, кстати, существовали – и вполне безбедно – в т. ч. и на средства, специально выделявшиеся на борьбу с царской Россией правительствами Германии и Австро-Венгрии.
В своём рвении любым способом насолить России особенно проявили себя в это время представители еврейских кругов, т. н, русские Моисеева закона (собственно это и были, прежде всего, большевики с меньшевиками).Наиболее ярким представителем этих кругов был в это время небезызвестный Александр Парвус (Израиль Гельфанд), русофоб до мозга костей из фанатиков-теоретиков марксизма, публиковавшийся, между прочим, на первых полосах ленинской "Искры".В октябре 1905 г. издание "Искры" в Мюнхене (!), впрочем, благополучно заглохло, а в с октября 1908 до апреля 1912 года, сначала во Львове (!), а затем в Вене (!) издавалась популярная социал-демократическая газета «Правда» под редакцией - обратите внимание - ещё одного записного русофоба Троцкого (Бронштейна).
А потом была кровопролитная Первая мировая война, за которой последовали одна за другой две революции и ещё более кровопролитная Гражданская война, и Россия вдруг рухнула, как тогда казалось, в бездонную пропасть.
"По всей Европе затухает свет коммунизма". Карикатура послевоенного времени
В годы Первой мировой войны, кстати, все эти революционеры и представители украинских националистических кругов вели антиправительственную и антирусскую агитацию на фронте и среди русских (равно великороссов и малороссов) военнопленных, о чём, в частности, впоследствии сообщал П. П. Скоропадский.И всё это в условиях отсутствия сколь-нибудь внятной контрпропаганды со стороны русского правительства.
Из времён Гражданской войны дошли до нас, в основном, политические карикатуры противоборствующих сторон - белых на красных и vise versa. Из последнего достаточно вспомнить красочные плакаты-карикатуры "Окна РОСТА" кисти Маяковского, в т.ч. и на западный капитализм и интервенцию.
А у Запада уже не было нужды в широкомасштабной информационной войне против и без того уже искалеченной России - настало время её полного разграбления - пришла пора новой – советской – власти платить по старым векселям, вт.ч. американскому банкирскому дому Джейкоба (Якова) Шиффа, активного противника русского самодержавия, который, как считается, к тому же был причастен к финансированию т.н. русской революции 1905-1907 гг. и, впоследствии, опосредованно, к убийству Царской семьи.
Словом, после прихода к власти в России большевиков в полной мере заработал тот же самый сценарий, который был применён крестоносцами ещё в Византии в XV веке и применяется Западом до сих пор - например, в Ираке, Афганистане и Ливии. А ещё на т.н. Украине: захват и разрушение государства (или, как в случае с т.н. Украиной псевдо государственного образования), и последующее его тотальное разграбление.
Между прочим, в начале 1890-х годов упомянутый Шифф некоторое время помогал финансировать издание ежемесячного журнала «Свободная Россия» («англ. Free Russia») — органа Общества американских друзей российской свободы, которое, среди прочего, тайно раздавало так сказать «умеренные пособия» членам партии эсеров. Он же всячески препятствовал кредитованию американскими банками правительства царской России в связи с пресловутым "еврейским вопросом". Считается также, что Шифф лично финансировал Троцкого.
В годы существования Союза ССР, в особенности уже после Второй Мировой войны и во время т.н. "Железного занавеса", вполне естественно, пропагандистская машина Запада работала против нашей страны на полную мощь, и в помощь ей были такие эмигрантские и диссидентские организации и издательства, как небезызвестные НТС и их "Посев" (со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне), а ещё различные "вражеские голоса" вроде "Голоса Америки", "БиБиСи", "Радио Свобода", "Радио Швеция" и т. д., осуществлявшие вещание на Советский Союз для русскоязычной аудитории.
СССР отвечал Западу, главным образом, эстрадной сатирой и политическими карикатурами в СМИ, направленными против американского империализма и прочих "разжигателей Холодной войны" (Кукрыниксы, Борис Ефимов и др.). Например, в русскоязычном "Крокодиле" и украинском "Перце", т.е. мы, как сейчас представляется, откровенно проигрывали тогда нашим западным оппонентам в контрпропаганде.
А потом был распад Союза и Ельцин, сам по себе ходячая карикатура, и очередная "дружба на все времена" с всё тем же Западом. Время Ельцина всё ещё памятно многим, а потому на нём мы останавливаться не будем.
Новый виток или, точнее, этап давней информационной войны Запада против России связан с её, России, очевидным усилением за последние полтора десятилетия – времени пребывания у власти В. В. Путина и его команды - и украинским вопросом. А теперь ещё и в связи с успешной воздушной операцией русских ВКС в Сирии в рамках борьбы с международным исламским терроризмом.
Теперь в ход пошли вообще все имеющиеся средства борьбы с Россией начиная с традиционных печатных СМИ, радио и телевидения и заканчивая электронными СМИ и соцсетями.Сегодня в этой информационной войне против нас с вами наряду с янки и их традиционными же пособниками из ЕС участвует и «новобранец» - продажная девка Украина.Причём последнее легко объяснимо: австро-венгерское униатское украинство, посеянное большевиками на южнорусских землях, всегда исторически было крайне враждебно России и русским. И теперь, когда эта многовековая украинская ненависть к русским в очередной раз выплеснулась наружу, мы имеем возможность убедиться в этом на конкретных примерах. В первую очередь, на примере Русского Донбасса, событиях в Одессе и Луганске…А это ведь всего лишь очередные звенья в длинной цепи преступлений украинства против человечности – после событий Львовского погрома и Бабьего Яра 1941 г., после Волынской резни 1943 г. …
Однако, касаясь информационной войны, в отличие от времён минувших, мы, наученные горьким опытом, учли свои прошлые ошибки, и в состоянии дать противнику адекватный, так сказать симметричный ответ - что, собственно, и происходит изо дня в день.Эту задачу существенно облегчает ещё и крайняя тупость наших украинских (да и не только украинских) оппонентов, которая, кстати, граничит порой с клиническим идиотизмом.Последнее обстоятельство, кстати же, также легко объяснимо генетическими и поведенческими особенностями самого украинского этноса.
Кроме «забугорных» оппонентов, и это следует особенно подчеркнуть, сегодня мы имеем дело ещё и с т.н. Пятой колонной в лице туземной жидо-либерастии, поступки некоторых представителей которой опять-таки граничат с тем же самым клиническим идиотизмом – например, целый ряд эпизодов с участием как бы художника Павленского.
Одним словом, работы по-прежнему много, но мы её делаем, и делаем, надо заметить, хорошо. Как говорили наши предки, «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Как бы пафосно это сейчас не звучало.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках