Вся российская общественность с возмущением взирает на методичное уничтожение в некогда братской Украине памятников, которые пришедшие к власти в этой стране националисты и либералы объявили «советским наследием», подлежащим искоренению.
Не меньшее негодование вызвали планы руководства Польши по демонтажу памятников советским воинам освободителям. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова даже сравнила действия польских властей в этом направлении с преступлениями террористов «ИГ», уничтожающих исторические памятники в Сирии и Ираке.
Тем удивительнее, что на фоне единодушного требования бережного отношения к памятникам, как к части истории, на территории нашей страны происходит их уничтожение по политическим мотивам. Причем не какими-то вандалами, а представителями российских властей.
Так, согласно решению городского суда Славянска Краснодарского края и местной прокуратуры, демонтирована мемориальная доска и памятный барельеф кубанскому атаману и генералу Вячеславу Науменко, герою Первой мировой и Гражданской войн. Они были установлены в середине девяностых годов в присутствии тогдашнего атамана Кубанского казачьего войска Громова (ныне депутат краевого Законодательного собрания) и других официальных лиц краевой и районной администрации.
Напомним, в истории Кубани был такой войсковой атаман, Вячеслав Григорьевич Науменко – герой Первой мировой и Гражданской войн, последний (до возрождения казачества в 90-е годы ХХ века) глава Кубанского войска, избранный на российской земле, человек спасший и сохранивший древние кубанские и запорожские регалии, военный историк, сделавший немало для сохранения исторической памяти казаков.
В его жизни в эмиграции, где он оказался после разгрома Белого движения, есть такой эпизод, как сотрудничество немцами. Вернее даже не с ними, а с созданным в Берлине генералом Петром Красновым «Главным управлением казачьих войск». Впрочем, и сотрудничество это выразилось в только том, что он однажды поехал в Берлин на собрание «Главного управления», а через месяц послал Краснову рапорт: «Прошу меня более не считать членом ГУКВ». Ни в какой организационной работе этой структуры он более участия не принимал, не участвовал в формировании коллаборационистских подразделений, и уж тем более не имеет ни малейшего отношения к борьбе против партизан или Советской армии.
После войны он находился в американской зоне оккупации в Германии – там, где жил все последние годы, но с советской стороны не последовало ни одного запроса на его выдачу. Он не был осужден советским судом заочно, как некоторые другие эмигранты.
Иными словами, нет никаких оснований обвинять атамана Науменко в каких бы то ни было преступлениях. Есть утверждения, что его краткое членство в ГУКВ было использовано нацистскими пропагандистами для привлечения казаков под знамена Третьего рейха.
Однако гораздо больше для этого сделали большевики, организовавшие чудовищный геноцид казачьего народа. И чего греха таить, кое-кто пошел тогда к немцам мстить за замученную родню, расстрелянных стариков и священников, сожженные станицы. Но, вовсе не потому, что Науменко поехал из баварского городка Кемптен, где он жил, в Берлин, где встретился с Красновым и побывал на заседании ГУКВ.
Абсолютное большинство казаков, в том числе и бывших белогвардейцев, сумели подняться над смертельными обидами и чудовищной несправедливостью и встать на защиту своей страны.
Историк Андрей Дюкарев, автор труда «Атаман В.Г.Науменко и его род в истории Кубани», приводит ответ старшего военного прокурора 4-го отдела 4-го управления Главной военной прокуратуры Генпрокуратуры РФ А. В.Чичуги на свой запрос:
«Установлено, что в органах военной прокуратуры сведений о службе В. Г. Науменко в войсках СС, совершении им насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, его пособничестве изменникам Родины и фашистским оккупантам во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. не имеется. Документальных данных о совершении Науменко В. Г. … каких-либо деяний, уголовная ответственность за которые установлена Уставом Международного военного трибунала … не выявлено…
Науменко В.Г. с 1920 г. в России не проживал и гражданином СССР не был, поэтому не мог быть субъектом преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за совершение государственных (контрреволюционных) преступлений, в том числе и за измену Родине (в ред. главы первой Положения о преступлениях государственных от 25 февраля 1927 г). По материалам уголовного дела Шкуро А. Г., Краснова П.Н. и других…Науменко В.Г. также не проходит».
Однако, похоже, для краевой прокуратуры Генпрокуратура РФ – не указ. Решение суда вызвало крайнее возмущение кубанских казаков. Почему улицы и площади городов страны, в том числе и в Краснодарском крае носят имена террористов и убийц-маньяков, в то время как даже мемориальная доска в память героя-атамана, не запятнавшего себя убийствами или военными преступлениями, вызывает противодействие государственной власти.
Почему разговоры о национальном примирении, единстве и согласии действуют только в одну сторону – в сторону увековечивания палачей русского и казачьего народов. Так, например, в Москве до сих пор висит мемориальная доска Михаилу Тухачевскому, изменнику, наплевавшему на присягу, и истреблявшему тамбовских крестьян теми же методами, что в дальнейшем будут использовать в Дерливангер в Белоруссии.
Или почему мнение москвичей, пожелавших в ходе опроса сохранить в качестве названия улицы и станции метрополитена имя террориста и цареубийцы Войкова, оказывается более весомым, чем желание кубанцев почтить память атамана, который в отличие от Тухачевского или Войкова не совершал терактов, убийств или военных преступлений?
Отметим, что речь не идет о каком-то особом прославлении Вячеслава Науменко, речь идет прежде всего об исторической памяти, и о почитании его, как героя Первой мировой войны и казачьего Сопротивления большевизму, как человека, много сделавшего для сохранения казачества за рубежом и для спасения кубанских реликвий. И речь идет, наконец, о простом сохранении исторической памяти. И как бы не относиться к Науменко, но тот факт, что он был атаманом Войска – неоспорим.
В здании МВД России висят портреты всех глав ведомства, в том числе Ежова, Ягоды и Берии. А в год празднования 200-летия МВД, календари с их портретами были отпечатаны по заказу министерства тысячными тиражами. И никто не требует их убрать. И в то же самое время их присутствие вовсе не говорит о том, что российские полицейские считают эти исторические личности своими нравственными ориентирами.
Наверно такое сравнение не совсем корректно в отношении атамана, не имеющего отношения к массовым убийствам и иным преступлениям, но оно верно передает суть дела. Почему казаки не имеют права на то, на что имеют право другие?
Между тем, муниципальные власти не собираются останавливаться на доске и барельефе. За рамками «дела о мемориальной доске», по некоторым сведениям, принято решение о сносе дома Науменко как аварийного. Впрочем, дом этот имеет прочную кирпичную конструкцию, и непонятно зачем и для чего его решили сносить. Тем более, что здание значится какпамятник архитектуры – «Дом казака Григория Науменко, отца Атамана Екатеринодарской казачьей Рады Науменко Вячеслава Григорьевича». Датировка – до 1914 г. Местонахождение – ст-ца Петровская, ул. Набережная, лаборатория Петровской больницы. Состояние – удовлетворительное».
Похоже, что власти Славянска почувствовали себя в роли израильских спецслужб, отведя Вячеславу Науменко участь «палестинского террориста», чьи дома подлежат обязательному сносу.
Впрочем, вернемся к другой аналогии. Той, что привела Мария Захарова, сравнившая действия польской администрации, уничтожающей памятники советским воинам с ИГ. У историков, социологов и публицистов существует понятие коллективной, национальной или исторической памяти. Эксперты видят в ней важнейшую опору национального самосознания и национальной идентичности.
Именно поэтому уничтожение исторического наследия отдельных народов становится оружием экстремистов разнообразного толка, отмечает сайт ООН. Стирая с лица земли памятники культуры, они посягают на достоинство народов, их ценности и идеалы, определяющие силу нации, ее способность выдерживать исторические испытания и развиваться. По словам эксперта ЮНЕСКО в области чрезвычайных ситуаций Джованни Боккарди, проблема уничтожения культурно-исторического наследия выходит за рамки культуры:
«Это удар по самосознанию и устойчивому развитию той или иной народности. Боевики лишают людей их прав, включая право на культуру. Утрата этнического и культурного разнообразия, особенно в Сирии, Ираке и других частях Ближнего Востока, значительно усложнит не только достижение мира и согласия, но и возвращение беженцев в будущем. Таким образом, это скорее гуманитарная проблема и проблема безопасности, а не только культурная».
Следует так же отметить, что жизнь за рубежом атамана Науменко была почти целиком посвящена сохранению казачьей памяти и истории, и поэтому его имя в сознании нынешних казаков неразрывно связано с регалиями Кубанского, Черноморского и Запорожского войск, им сбереженных, и вернувшихся на родину стараниями его дочери.
« Беззаветная преданность В. Г. Науменко памяти о своем прошлом, идеалам, за которые они сражались, сохраняя регалии, — это самое ценное достояние для Кубанского казачества, войсковые реликвии: знамена, награды, грамоты, дарственное оружие, знаки казачьего управления, символы славы и доблести своих предков. Спасение регалий — это не просто прихоть В. Г. Науменко и его сотоварищей, ведь он крепко думал о будущем казачества, понимая то, что сообщество, не дорожащее своим прошлым, не сохранившее для потомков заветы и славу предков, обречено на деградацию. Регалии есть свидетельства немеркнущей славы предков сегодняшних Кубанских казаков, кто жизнями своими рисковал, спасая от забвения, от небытия частицы российской истории, — имена их навечно будут запечатлены на ее скрижалях и в благодарной памяти русского и казачьего народов», –заявляет Герой Кубани, атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска, казачий полковник Иван Безуглый.
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос, впрочем вполне риторический: так кто же является экстремистом? И с какой целью они посягают на достоинство казаков, их ценности и идеалы, определяющие их способность выдерживать исторические испытания и развиваться?
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках