Презентуемая правительством Абхазии как чрезвычайно удачный экономический проект сделка вокруг Абхазской железной дороги вызывает большие сомнения. Анализ, проведенный экспертами, выявляет массу сомнительных операций. Напомним, речь идет о предоставлении правительством России абхазской стороне кредита в размере 2 млрд. рублей. Эти деньги правительство Абхазии, в свою очередь, передает госмонополии РЖД для финансирования работ по восстановлению железной дороги в Абхазии. Также, Абхазская ЖД передается в управление РЖД сроком на десять лет.
Уже эта схема вызывает много вопросов, но пойдем дальше. Согласно официальной версии, вся сделка непосредственно увязывается с вывозом из Абхазии инертных материалов для олимпийских строек в Сочи. Вывозиться они должны по железной дороге, для чего надо восстановить ее, и для этого берется кредит в объеме, почти равном годовому бюджету Абхазии. Президент Сергей Багапш заявил о том, что кредит будет возвращать не государство, которое его взяло, а частный бизнес, который будет вывозить щебень.
Вопросы ко всей этой схеме появляются уже по факту заявлений о том, что железная дорога в Абхазии нуждается в реабилитации. Она на самом деле восстанавливалась в два этапа в 2004 и 2008 году, и оба раза российскими специалистами. В прошлом году, 50-километровый участок между станциями Сухум и Очамчира был восстановлен железнодорожными войсками России. Вокруг этого был политический скандал, который устроила Грузия, но, тем не менее, командование российских железнодорожных войск отчиталось в СМИ о полном завершении восстановительных работ и готовности дороги к полноценной работе.
Таким образом, получается, что железная дорога почти на всем ее протяжении в Абхазии в рабочем состоянии. А значит, тезис о том, что кредит необходим для восстановления восстановленной дороги, очень сомнителен. Тем более, кредит на сумму в 60 с лишним млн долларов. Также непонятно, откуда в контексте ЖД появилась сумма в 2 млрд. рублей. Никто не занимался вычислением стоимости реабилитационных работ.
Идем дальше. Кредит российская сторона предоставляет Абхазии, но абхазская сторона предает эти деньги РЖД. Таким образом, кредит по факту вешается на Абхазию, а средства для проведения ремонтных работ осваиваются РЖД. Еще раз напомню, что сумма кредита почти равна объему годового бюджета республики, и еще раз напомню, что реально дорога не нуждается в восстановлении. Возникает вопрос, куда и кому уйдут 2 млрд. рублей, за которые потом в течение многих лет, а может и десятилетий будут расплачиваться абхазские налогоплательщики?
Смотрим на реальную картину. Фактически, правительство России российской же монополии выдает кредит, обязательства по оплате которого берет на себя Абхазия. После этого абхазские власти, посадив на себя громадный кредит, передают РЖД абхазскую дорогу в управление сроком на десять лет. Совершенно непонятно, что получит Абхазия в результате такой сделки, кроме долга, и в чьи карманы на самом деле потекут деньги. Но на этом афера не исчерпывается.
Теперь в этой истории возникает собственно щебень и другие инертные материалы. В чью голову вообще пришло увязать щебень и дорогу, трудно понять. Как будто железная дорога нужна только для вывоза сырья для стройматериалов. Но теперь, согласно официальным заявлениям руководства Абхазии, железная дорога и щебень – почти единое целое. Руководство Абхазии заявляет, что расплачиваться с российским кредитом будет бизнес, который будет экспортировать инертные материалы в Россию для олимпийских строек. Очень трудно представить себе, как это будет происходить на практике. Какое может иметь отношение частный бизнес к долгам государства, да еще и не связанным с его деятельностью? Это то же самое, если бы отправителю грузов, помимо оплаты транспортных расходов, предложили оплатить строительство дороги, по которой поедет его груз.
Совершенно очевидно, что экспортеры инертных материалов будут готовы оплачивать услуги железной дороги, но они не будут готовы оплачивать кредитные обязательства страны, в которой они работают. Одним словом, версия о том, что бремя двухмиллиардного долга примет на свои плечи частный бизнес, не выдерживает никакой критики.
Может быть, экспорт инертных материалов принесет прибыль казне в виде налогов и отчислений? Нет, не принесет. Согласно действующему в Абхазии законодательству, для иностранных компаний, инвестирующих в виде любых материальных активов в экономику Абхазии сумму свыше 250 тыс. долларов, начинает действовать режим налоговых льгот. При инвестициях на сумму свыше 1 млн долларов, компания освобождается почти от всех видов налогов сроком на три года. Короче говоря, почти весь период предолимпийского строительства в Сочи, компании, вывозящие из Абхазии инертные материалы, не будут платить налогов. А после Олимпиады, абхазский щебень уже мало кому будет нужен. Значит, олимпийская стройка, на которую в Абхазии возлагают столько надежд, принесет государству копейки.
29 мая правительство Абхазии в значительной степени сократило для своей страны возможность получить прибыль за счет экспорта инертных материалов. Оно приняло решение снизить ставки таможенных пошлин на вывоз инертных материалов более чем на 50%. Такое решение принято «с целью стимулировать экспорт» щебня и других инертных материалов. А между тем, ни в каком стимулировании этот вид бизнеса не нуждается.
Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, недавно посетивший Абхазию, заявлял о цифре в 100 млн. тонн инертных материалов, которые можно будет вывезти из Абхазии. Это, конечно, большое преувеличение. Однако требуемый для строительства олимпийских объектов в Сочи объем инертных материалов таков, что его все равно нет в Абхазии. И сколько бы инертных материалов не вывезли, они в любом случае будут востребованы в Сочи. В этих условиях снижение ставок таможенных пошлин на вывоз инертных материалов, выглядит как экономическая диверсия.
Вся эта операция в целом выглядит как экономическая диверсия. Посмотрим на результаты аферы. Абхазия получает «в свое распоряжение» долг на сумму 2 млрд рублей. Причем, все деньги утекут в неизвестном направлении, поскольку изначально кредит берется под липовое восстановление восстановленной железной дороги. Сама железная дорога на десятилетний период времени уходит в распоряжение РЖД. А государство в результате не получает ни одной копейки за счет бурной экономической деятельности в преддверии Олимпиады.
Из этой истории понятно только одно: кому-то очень нужны 2 млрд рублей. И ради этих денег можно «забить» на интересы собственной страны. Эти деньги наносят и в краткосрочной и в долгосрочной перспективе серьезный урон экономике, экологии, да и имиджу Абхазии. Налицо схема отмывания денег в колоссальном для Абхазии объеме при участии властей республики.
Именно вот такого рода проекты как этот, и наносят вред нормальным российско-абхазским взаимоотношениям. Потому что вместо прозрачной экономической деятельности предлагаются серые, криминальные сделки, которые презентуются как великое благо для общества.
Уже эта схема вызывает много вопросов, но пойдем дальше. Согласно официальной версии, вся сделка непосредственно увязывается с вывозом из Абхазии инертных материалов для олимпийских строек в Сочи. Вывозиться они должны по железной дороге, для чего надо восстановить ее, и для этого берется кредит в объеме, почти равном годовому бюджету Абхазии. Президент Сергей Багапш заявил о том, что кредит будет возвращать не государство, которое его взяло, а частный бизнес, который будет вывозить щебень.
Вопросы ко всей этой схеме появляются уже по факту заявлений о том, что железная дорога в Абхазии нуждается в реабилитации. Она на самом деле восстанавливалась в два этапа в 2004 и 2008 году, и оба раза российскими специалистами. В прошлом году, 50-километровый участок между станциями Сухум и Очамчира был восстановлен железнодорожными войсками России. Вокруг этого был политический скандал, который устроила Грузия, но, тем не менее, командование российских железнодорожных войск отчиталось в СМИ о полном завершении восстановительных работ и готовности дороги к полноценной работе.
Таким образом, получается, что железная дорога почти на всем ее протяжении в Абхазии в рабочем состоянии. А значит, тезис о том, что кредит необходим для восстановления восстановленной дороги, очень сомнителен. Тем более, кредит на сумму в 60 с лишним млн долларов. Также непонятно, откуда в контексте ЖД появилась сумма в 2 млрд. рублей. Никто не занимался вычислением стоимости реабилитационных работ.
Идем дальше. Кредит российская сторона предоставляет Абхазии, но абхазская сторона предает эти деньги РЖД. Таким образом, кредит по факту вешается на Абхазию, а средства для проведения ремонтных работ осваиваются РЖД. Еще раз напомню, что сумма кредита почти равна объему годового бюджета республики, и еще раз напомню, что реально дорога не нуждается в восстановлении. Возникает вопрос, куда и кому уйдут 2 млрд. рублей, за которые потом в течение многих лет, а может и десятилетий будут расплачиваться абхазские налогоплательщики?
Смотрим на реальную картину. Фактически, правительство России российской же монополии выдает кредит, обязательства по оплате которого берет на себя Абхазия. После этого абхазские власти, посадив на себя громадный кредит, передают РЖД абхазскую дорогу в управление сроком на десять лет. Совершенно непонятно, что получит Абхазия в результате такой сделки, кроме долга, и в чьи карманы на самом деле потекут деньги. Но на этом афера не исчерпывается.
Теперь в этой истории возникает собственно щебень и другие инертные материалы. В чью голову вообще пришло увязать щебень и дорогу, трудно понять. Как будто железная дорога нужна только для вывоза сырья для стройматериалов. Но теперь, согласно официальным заявлениям руководства Абхазии, железная дорога и щебень – почти единое целое. Руководство Абхазии заявляет, что расплачиваться с российским кредитом будет бизнес, который будет экспортировать инертные материалы в Россию для олимпийских строек. Очень трудно представить себе, как это будет происходить на практике. Какое может иметь отношение частный бизнес к долгам государства, да еще и не связанным с его деятельностью? Это то же самое, если бы отправителю грузов, помимо оплаты транспортных расходов, предложили оплатить строительство дороги, по которой поедет его груз.
Совершенно очевидно, что экспортеры инертных материалов будут готовы оплачивать услуги железной дороги, но они не будут готовы оплачивать кредитные обязательства страны, в которой они работают. Одним словом, версия о том, что бремя двухмиллиардного долга примет на свои плечи частный бизнес, не выдерживает никакой критики.
Может быть, экспорт инертных материалов принесет прибыль казне в виде налогов и отчислений? Нет, не принесет. Согласно действующему в Абхазии законодательству, для иностранных компаний, инвестирующих в виде любых материальных активов в экономику Абхазии сумму свыше 250 тыс. долларов, начинает действовать режим налоговых льгот. При инвестициях на сумму свыше 1 млн долларов, компания освобождается почти от всех видов налогов сроком на три года. Короче говоря, почти весь период предолимпийского строительства в Сочи, компании, вывозящие из Абхазии инертные материалы, не будут платить налогов. А после Олимпиады, абхазский щебень уже мало кому будет нужен. Значит, олимпийская стройка, на которую в Абхазии возлагают столько надежд, принесет государству копейки.
29 мая правительство Абхазии в значительной степени сократило для своей страны возможность получить прибыль за счет экспорта инертных материалов. Оно приняло решение снизить ставки таможенных пошлин на вывоз инертных материалов более чем на 50%. Такое решение принято «с целью стимулировать экспорт» щебня и других инертных материалов. А между тем, ни в каком стимулировании этот вид бизнеса не нуждается.
Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, недавно посетивший Абхазию, заявлял о цифре в 100 млн. тонн инертных материалов, которые можно будет вывезти из Абхазии. Это, конечно, большое преувеличение. Однако требуемый для строительства олимпийских объектов в Сочи объем инертных материалов таков, что его все равно нет в Абхазии. И сколько бы инертных материалов не вывезли, они в любом случае будут востребованы в Сочи. В этих условиях снижение ставок таможенных пошлин на вывоз инертных материалов, выглядит как экономическая диверсия.
Вся эта операция в целом выглядит как экономическая диверсия. Посмотрим на результаты аферы. Абхазия получает «в свое распоряжение» долг на сумму 2 млрд рублей. Причем, все деньги утекут в неизвестном направлении, поскольку изначально кредит берется под липовое восстановление восстановленной железной дороги. Сама железная дорога на десятилетний период времени уходит в распоряжение РЖД. А государство в результате не получает ни одной копейки за счет бурной экономической деятельности в преддверии Олимпиады.
Из этой истории понятно только одно: кому-то очень нужны 2 млрд рублей. И ради этих денег можно «забить» на интересы собственной страны. Эти деньги наносят и в краткосрочной и в долгосрочной перспективе серьезный урон экономике, экологии, да и имиджу Абхазии. Налицо схема отмывания денег в колоссальном для Абхазии объеме при участии властей республики.
Именно вот такого рода проекты как этот, и наносят вред нормальным российско-абхазским взаимоотношениям. Потому что вместо прозрачной экономической деятельности предлагаются серые, криминальные сделки, которые презентуются как великое благо для общества.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках