Отец Дорофей со товарищи отправили Патриарху Варфоломею письмо с просьбой создать межправославную комиссию под председательством Вселенской Патриархии для решения абхазского церковного вопроса. Любому, кто хоть чуть-чуть понимает в церковных делах, вполне понятно, что это письмо абсолютно бессмысленно и даже теоретически не может дать никакого результата. Варфоломей не только не станет им помогать, он им даже не ответит, потому что некому отвечать – с точки зрения канонического права ни какой СМА не существует и вести с ней переписку Патриарх не может.
И вот мне стало очень интересно: а понимает ли это сам отец Дорофей? Он вообще-то человек неглупый, достаточно опытный и неплохо знающий, как на самом деле работают церковные механизмы. То есть он должен понимать, что это обращение бессмысленно.
Тут на самом деле все очень просто. Даровать Абхазской церкви автокефалию означало бы укрепить абхазскую государственность. А укреплять Абхазию – значит крепко поссориться с Грузией и помочь России. Грузия – союзник НАТО и на конфликт с ней «стамбульский папа» никогда не пойдет, а поддерживать геополитические проекты России он тем более не станет, об этом и говорить смешно. То есть Варфоломей не сделает ни чего, что хотя бы на миллиметр продвинет Абхазию к автокефалии.
Но здесь есть одно «но». Послать Дорофея подальше Варфоломей тоже не может. Западу надо оторвать Абхазию от России, нужны инструменты антироссийского влияния на территории Абхазии. А ни чего не получается. Ослабить влияние России в Абхазии не удается ни через развитие ислама, ни через католиков или протестантов, ни через НПО, ни через политические партии. Западные спецслужбы попытались задействовать в Абхазии весь свой традиционный инструментарий, а результат нулевой. У них есть лишь один антироссийский проект, на который можно возлагать ну хоть какие-то надежды. Это «авва Дорофей». Они ни за что этот проект не бросят – больше-то нет ничего.
А это значит, что кукловоды из западных спецслужб, которые дергают Варфоломея за ниточки, никогда не позволят его всесвятейшеству прогнать Дорофея и лишить его последних надежд. Эта сложная ситуация определяет единственную возможную тактику – как можно дольше «водить за нос» Дорофея. Ему никогда ничего не дадут, но постоянно будут подкармливать туманными надеждами. Ему ни когда официально не ответят ни на одно письмо, в нем никогда не признают равноправную сторону переговоров, но в кулуарах его будут принимать елейными улыбками, не поскупятся ни на какую лесть и на кофе с лукумом экономить не станут. Его будут бесконечно уверять, что «делают все возможное», а потом печально разводить руками: «Вы же знаете, как все непросто».
Откровенно говоря, трудно поверить, что сам отец Дорофей всего этого не понимает. Он вообще-то не похож на наивного простачка. Но если не имеет реальных надежд на Вселенскую Патриархию, тогда чего он добивается? Как вариант, могу предположить: он совершает необходимые ритуальные реверансы в сторону Стамбула, так сказать, для очистки совести, чтобы никто не смог упрекнуть его в том, что он не захотел идти каноническим путем. Сделает все необходимые обращения, а потом скажет: «Я хотел решать вопрос в рамках канонов, но на абхазских христиан всем плевать, поэтому я вынужден идти не каноническим путем». Это возможно. Греческие старостильники хоть завтра примут Дорофея с распростертыми объятиями и за пять минут сделают из него епископа.
Но и тут есть одно «но». Если отец Дорофей уйдет к старостильникам, для Варфоломея он тут же станет личным врагом. Ни один иерарх Элладской церкви больше не примет его даже с черного хода, и в Салоникском университете его не то что на кафедру, на порог не пустят. Готов ли отец Дорофей заплатить такую цену за автокефалию, которая к тому же будет весьма эфемерной, потому что в православном мире ее не признает никто? Думаю, что не готов. Разом стать персоной нон грата во всех патриархиях, какие только есть – с его уровнем амбиций это было бы невыносимо.
Так чего же на самом деле добивается отец Дорофей? Когда-то было мнение, что его инициатива закончится созданием приходов Элладской церкви в Абхазии. Совсем нереальный вариант. Элладская церковь не может открывать приходы на канонической территории Грузинской церкви. Уж не говорю о том, что это грубейшее нарушение канонов, но это еще и пощечина Патриарху Илие, который для Запада драгоценен и никто его так не обидит. А переход Новоафонского монастыря в юрисдикцию Элладской церкви вызвал бы бурное возмущение даже не со стороны Московской патриархии, а со стороны большого множества простых русских православных мирян. Кто способен думать головой, того никогда на это не пойдет – издержки заведомо неприемлемые.
Так какие у отца Дорофея варианты? Да нет у него вариантов. Вообще. Поддержавшие его миряне этого, вероятнее всего, не понимают. Но сам он, полагаю, не имеет никаких иллюзий – избранный им путь даже теоретически не может привести к автокефалии. Так может он захочет распустить СМА? Даже не думайте. Это как раз самое невозможное. Вы только представьте: просыпается наш авва поутру и вдруг понимает, что он больше ни для кого не имеет ни какого значения. Он теперь простой монах и не более того. Ему что теперь, идти в подчинение к отцу Виссариону? Он на это никогда не пойдет. Не сможет.
Так как же он видит будущее? А вам не кажется, что у него уже сейчас все просто замечательно? Сидит на горе, рулит выгодным много миллионным бизнесом, купается в лучах восхищения поклонников, летает когда захочет в Турцию и Грецию, раздает интервью журналистам со всего мира, чувствует себя фигурой международного уровня. Похоже, его нисколько не пугает, что не будет никакого движения к автокефалии. если все сохранится как сейчас, еще на несколько десятилетий, так его это вполне устраивает. Но и без СМА все сохранилось бы как сейчас. Зачем тогда нужна СМА? А вы еще не поняли? Исключительно для придания блеска величественной фигуре аввы Дорофея. Иного смысла и значения сия инициатива не имеет.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках