Бухарест не скрывает намерения выстроить здание т.н. Великой Румынии (Romania Mare).
Как конкретно она будет выглядеть, и из каких элементов будет состоять, в Бухаресте пока не решили. Предлагаются разные варианты: с Приднестровьем и без Приднестровья, но с обязательным включением в её состав Молдавии, Буковины и той части Бессарабии, которая сейчас входит в состав Одесской области Украины.
Что это даст Румынии? Превращение её в регионального лидера в Черноморском регионе, с широкими возможностями влияния на Балканы, и всю Юго-Восточную Европу.
К этому Бухарест стремился давно. В советские времена румынам пришлось находиться в тени СССР, и великорумынизм был отложен до лучших времён. Эти времена настали с распадом СССР: в образовавшемся геополитическом вакууме позиции Румынии автоматически усилились.
Великорумынская пропаганда учит, будто молдаване — это «подпорченные» славянским влиянием румыны. Несомненно, славянское влияние в молдавской культуре налицо. Заметно оно и в румынской культуре и языке, но официальный Бухарест считает это негативным наследием. Почему негативным? Потому что иначе, если оценивать славянское культурное влияние на румынскую культуру позитивно, придётся автоматически признать позитивную роль России.
Далее по цепочке: раз роль России была позитивной, значит, русская культура — ценное достояние, а не остатки российского империализма. И тогда великорумынской империи на карте мира делать нечего.
В XIX веке, на фоне центробежных тенденций, поразивших империю Габсбургов, владевших румынскими землями, начал бурлить румынский национализм. О том, как это происходило, читаем у Василия Залозецкого (1833-1911) — уроженца Буковинской Руси (так называли Буквину те её жители, кто хранил память об общерусском происхождении т.н. «украинцев»). Залозецкий был писателем, его перу принадлежали такие произведения, как «Пригоды русской молодицы», «Записки русского священника» и др.
В 1911 г. из печати Львовской Ставропигийской типографии вышла его брошюра «Языковой вопрос». Среди прочего, в ней Василий Залозецкий касается и румынского вопроса. Автор указывает на мифологический характер идеи румынской исключительности, причём из этого мифа вымарывались конкретные исторические пласты, не удовлетворявшие требованиям великорумынистов. По их мнению, всё великорумынское должно быть самодостаточным, «некой «вещью в себе», которая сама интеллектуально оплодотворяла соседние культуры, и ни в коем случае не наоборот.
В итоге, великорумынисты заявили о происхождении румын от самого Траяна и объявили войну всему, что было славянского в их культуре. Тогда ещё идея Великой Румынии не имела тех очерченных идеологических и политических границ, как в наши дни. Но общий дух этого проекта и его направленность сохранились.
Ниже приводим выдержки из книги В. Залозецкого «Языковой вопрос». Саму брошюру автору статьи удалось обнаружить в запасниках Львовской библиотеки им. В. Стефаника.
Залозецкий упоминает также галичанских украиноманов (сам Залозецкий учился и жил на Львовщине). Они, ради создания своего, галичанско-украинского языка, шли по следам румын, и тоже выбрасывали из галичанского наречия старославянский дух. Критика искусственных потуг сконструировать украинский язык, как нечто отдельное и не связанное с русским — это главная тема брошюры Залозецкого. Автор правильно узрел в этом механизм разделения триединого русского народа на враждующие осколки.
Румынская тематика упомянута Залозецким косвенно, но именно на неё мы обращаем сейчас внимание: уж тогда идеологи Великой Румынии, заинтересованные в расколе русско-православной ойкумены, сочиняли теории о своём кровном родстве с римлянами и о Румынии, как о четвёртом романском государстве в Европе (после Италии, Франции и Испании). Португальцев к романским народам они почему-то не причислили.
Книга Василия Залозецкого вышла из печати 105 лет назад, а обозначенные в ней тенденции актуальны до сих пор. Эти тенденции только ещё более усилились, что связано, как уже говорилось, с вакуумом силы, вызванным развалом Советского Союза, и попытками НАТО и региональных держав, в первую очередь, Польши и Румынии, занять в регионе господствующее положение. При этом Варшава и Бухарест выступают единым антироссийским фронтом (между этими странами заключён договор о стратегическом партнёрстве).
Великорумынский проект — это проект «на вырост». Бухарест присматривается к текущей обстановке, выжидая удобного момента.
В 2018 г. Румыния будет помпезно отмечать 100-летие т.н. Великого объединения — присоединения к Румынии Трансильвании и Буковины. 2018 г. станет годом трескучей великорумынской пропаганды, которой России отведена роль врага №1. Потому что пока есть сильная Россия, у Великой Румынии, с её культом гитлеровского приспешника маршала Антонеску и прочими идеологическими извращениями, шансов нет.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках