Сразу предупрежу, что к казачеству отношусь положительно и верю в перспективы казачества, как социально-политического явления.
Доказательством того, что казачество может быть действенной боевой силой, может служить тот факт, что казачьи формирования входят в состав армий Приднестровской Молдавской Республики (Черноморское казачество) и армий ЛНР и ДНР (Всевеликое Войско Донское). В годы войны в Приднестровье и в Донбассе казаки заставили противника считаться с собой.
В этой статье хотелось бы поговорить о некоторых отрицательных моментах, проявившихся в казачьем движении с началом войны Украины против Донбасса.
Самым многочисленным контингентом из числа казаков в Донбассе были донцы. На втором месте - кубанцы, на третьем - уральцы (хотя здесь возможна ошибка, так как данные косвенные). Оренбургских, сибирских, забайкальских, терских казаков было в десятки раз меньше.
Дело не только в том, что Дон граничит с Донбассом, и донским казакам до Донбасса - рукой подать. Дело в том, что некоторые атаманы из числа казачьих формирований за Уралом (сибирцы, уссурийцы, забайкальцы) отметились пассивными настроениями в период войны в Донбассе.
Вместо централизованного процесса отправки добровольцев для ЛДНР мы видели больше проявление частной инициативы отдельных казаков. Сам собрался - сам поехал. В лучшем случае, чуток помогут с билетами и снаряжением, и то, не всегда. Никаких конкретных приказов относительно отправки добровольцев атаманы не отдавали. Никаких централизованных занятий по военной подготовке не проводилось. Кто собрался ехать в Донбасс, тот сам искал способы, как усовершенствовать свои боевые навыки.
Чаще всего это делалось в компании таких же потенциальных добровольцев, которые собирались в кучки и делились опытом, кто что умел. Вот и прибывали сибирские да уссурийские казаки в ЛДНР не отрядами в сотню человек, а группками по 5-7 человек, да ещё за свой счёт.
Отговорок, почему произошло именно так, а не по-другому, у казачьих начальников имелось превеликое множество. Никак, почему-то, эти начальники не хотели следовать примеру донских казаков, массово поднявшихся на защиту Донбасса.
Осмелюсь предположить, что свою роль сыграл и финансовый момент. Массово собирать добровольцев в Донбасс - значит, тратить деньги на их сборы. Вот и предпочла часть атаманов остаться в стороне. Гуманитарной помощью Донбассу тоже не заморачивались: это тоже тратить деньги. То есть, все это означало не прибыль, а расходы.
Если и дальше так пойдет, казачество вряд ли останется крепкой боевой единицей. Что это за казачье войско, если его атаманы уклоняются от участия в войне за правое дело? Уклоняются не напрямую, конечно, а так, дипломатично: на словах за Донбасс переживаем, но никого посылать туда не будем. Кто хочет, пусть сам едет.
Так у нас казаки будут не воинами, а сторожами. Старания многих атаманов поставить казаков на службу в помощь МЧС и полиции - дело нужное, но не единственно нужное. Фиксировать очаги возгораний и паводки, сообщать участковому о дебоширах, охранять поля, элеваторы и др. объекты - это все нужно, но, если заниматься только этим, чем тогда казак от обычного сторожа отличаться будет, кроме формы? Где здесь место войне - основному ремеслу казаков?
Вывод таков: отлучать от боевого ремесла казака никак нельзя. Как и нельзя мириться с ситуацией, когда финансово-бюрократические нюансы главенствуют над соображениями морального порядка. От этого нужно избавляться.
Доказательством того, что казачество может быть действенной боевой силой, может служить тот факт, что казачьи формирования входят в состав армий Приднестровской Молдавской Республики (Черноморское казачество) и армий ЛНР и ДНР (Всевеликое Войско Донское). В годы войны в Приднестровье и в Донбассе казаки заставили противника считаться с собой.
В этой статье хотелось бы поговорить о некоторых отрицательных моментах, проявившихся в казачьем движении с началом войны Украины против Донбасса.
Самым многочисленным контингентом из числа казаков в Донбассе были донцы. На втором месте - кубанцы, на третьем - уральцы (хотя здесь возможна ошибка, так как данные косвенные). Оренбургских, сибирских, забайкальских, терских казаков было в десятки раз меньше.
Дело не только в том, что Дон граничит с Донбассом, и донским казакам до Донбасса - рукой подать. Дело в том, что некоторые атаманы из числа казачьих формирований за Уралом (сибирцы, уссурийцы, забайкальцы) отметились пассивными настроениями в период войны в Донбассе.
Вместо централизованного процесса отправки добровольцев для ЛДНР мы видели больше проявление частной инициативы отдельных казаков. Сам собрался - сам поехал. В лучшем случае, чуток помогут с билетами и снаряжением, и то, не всегда. Никаких конкретных приказов относительно отправки добровольцев атаманы не отдавали. Никаких централизованных занятий по военной подготовке не проводилось. Кто собрался ехать в Донбасс, тот сам искал способы, как усовершенствовать свои боевые навыки.
Чаще всего это делалось в компании таких же потенциальных добровольцев, которые собирались в кучки и делились опытом, кто что умел. Вот и прибывали сибирские да уссурийские казаки в ЛДНР не отрядами в сотню человек, а группками по 5-7 человек, да ещё за свой счёт.
Отговорок, почему произошло именно так, а не по-другому, у казачьих начальников имелось превеликое множество. Никак, почему-то, эти начальники не хотели следовать примеру донских казаков, массово поднявшихся на защиту Донбасса.
Осмелюсь предположить, что свою роль сыграл и финансовый момент. Массово собирать добровольцев в Донбасс - значит, тратить деньги на их сборы. Вот и предпочла часть атаманов остаться в стороне. Гуманитарной помощью Донбассу тоже не заморачивались: это тоже тратить деньги. То есть, все это означало не прибыль, а расходы.
Если и дальше так пойдет, казачество вряд ли останется крепкой боевой единицей. Что это за казачье войско, если его атаманы уклоняются от участия в войне за правое дело? Уклоняются не напрямую, конечно, а так, дипломатично: на словах за Донбасс переживаем, но никого посылать туда не будем. Кто хочет, пусть сам едет.
Так у нас казаки будут не воинами, а сторожами. Старания многих атаманов поставить казаков на службу в помощь МЧС и полиции - дело нужное, но не единственно нужное. Фиксировать очаги возгораний и паводки, сообщать участковому о дебоширах, охранять поля, элеваторы и др. объекты - это все нужно, но, если заниматься только этим, чем тогда казак от обычного сторожа отличаться будет, кроме формы? Где здесь место войне - основному ремеслу казаков?
Вывод таков: отлучать от боевого ремесла казака никак нельзя. Как и нельзя мириться с ситуацией, когда финансово-бюрократические нюансы главенствуют над соображениями морального порядка. От этого нужно избавляться.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках