Казачьему роду нет переводу
Максим Безфамильный

Казачьему роду нет переводу

История развития современного казачества напоминает некоторыми своими особенностями историю прежнего, дореволюционного казачества.

Люди, далекие от казачества и черпающие знания о нем только из исторических романов и фильмов, путают киношный и литературный образ казака с реальным казаком. "Что делают казаки в городах? Они же должны жить в станицах! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!", - язвят доморощенные критики. Они не в курсе, что существовало также городовое казачество, которое и служило в городах и весях необъятной Российской Империи.

В "Древней истории казачества", написанной Евграфом Савельевым в 1913-1918 гг., казаком и специалистом по казачеству, дан перечень городовых казачьих полков. Полки эти дислоцировались по всей России-матушке, от ее европейской части до Чукотки и Камчатки.

Касаясь, например, сибирского казачества Е. Савельев упоминает о пренебрежении со стороны земских чинов к казакам, о высокомерии некоторых армейских офицеров, выказываемых по отношению к казачеству. Эти чины и эти офицеры забывали, видимо, что казаки - это, все-таки, иррегулярное войско. Оно, и вправду, могло во многом уступать регулярной армии.

Так и задачи казачества несколько отличались от задач армии! Как правило, тот или иной казачий полк прекращало свое существование после того, как охраняемые им рубежи брала под контроль регулярная армия. В 1868 г. так были упразднены Тобольский, Томский, а в 1871 г. - Иркутский и Енисейский казачьи полки.

Причём, казаки частью были переведены в мещанское и крестьянское сословие, с правом, по желанию, перевестись на службу в другие полки Сибирского казачьего войска.

Многие городовые казаки оставались жить в городах, где служили, и внешне ничем не отличались от остальных горожан. Примитивные шутки, будто казак всю жизнь был в папахе, с шашкой и на коне - это из области невежества. А в лихую годину "бывшие" казаки сами являлись на сборные пункты, дабы добровольцами пойти на войну. Потому как не наличием шашки или коня измеряется казак, а духом, верой и готовностью драться за Отечество.

Надо понимать, что историческое развитие и становление каждого казачьего войска имело свои особенности и различия. Условия и нормы службы у казаков Дона или Кубани отличались от административных, климатических и прочих условий и норм службы казаков Сибири, Урала или Забайкалья.

Казачество - это живая стихия, а не мертвое казенное явление. Поэтому власти стремились оптимизировать казачью службу требованиям времени. Одни привилегии давались, потом аннулировались, затем опять их возвращали (или не возвращали), вводились новые ограничения, или наоборот, снимались. Казачья жизнь пульсировала в ногу со временем.

К примеру, казаки отдалённых гарнизонов, как то Якутский казачий полк или другие полки на Камчатке или Чукотке, вообще, не участвовали в войнах, а несли полицейскую и иную службу, но, как пишет Е. Савельев, "с военным окрасом". В этом и выражался их казачий дух.

Е. Савельев даже упоминает о конфликтах казаков с гражданской администрацией по земельным и иным вопросам. Совсем как в наше время, когда некоторые региональные чиновники и казаки не могут прийти к общему мнению по какому-либо вопросу! Много общего у современного казачества с казачеством царских времён! Гораздо больше, чем многие думают. И в хорошем, и в плохом смысле.

Задача казачьих атаманов сегодня - сделать так, чтобы стало ещё больше хорошого общего, того, что делает казачество сильнее. И свести на нет негативные тенденции в казачьем движении. Пусть казачьи дружины создаются по всей России, главное, чтобы это не было бутафорией. К слову сказать, станица (современные казачьи общества также именуются станицами) - это не синоним слова "село" или "деревня". Это объединение казаков, которые не обязательно должны жить в одном населенном пункте.

Е. Савельев пишет, что ещё в его годы казачество познало "имущественные и нравственные катастрофы", перевод в состав регулярной армии и смешивание с крестьянством, противоположным по характеру казачьему духу, но смогло выжить благодаря поддержке правительства.

Никогда история казачества не была планомерным, поступательным и спокойным процессом. История казачества состояла из рывков и падений, скачков вперёд и периодов стагнации.

Но казаки выстояли. Назло недалеким пересмешникам и огрубелым казенным бюрократам!