Польский след в Холокосте
Анатолий Агранин

Польский след в Холокосте

26 ноября в польском Торуне открылась международная конференция «Память и надежда», посвящённая полякам, спасавшим евреев в годы гитлеровской оккупации.

Вице-министр иностранных дел Польши Ян Дзедзичак на конференции сказал: «Мы хотим показать исторический контекст, без которого невозможно понять позицию и поведение поляков, хотя бы того, что Польша была единственной страной в оккупированной Европе, где немцы за какую-либо помощь еврею, даже за кусок хлеба, наказывали смертью, причём не одного человека, а смертью всей семьи».

Ни в коей мере не приуменьшая подвиг поляков, спасавших евреев, позволим себе усомниться в правдивости слов пана Дзедзичака. Меня терзают смутные сомненья, что в Польше немцы расстреливали за протянутый еврею кусок хлеба, а в Греции или Югославии — нет.

Заявление Дзедзичака — проявление извечного польского максимализма, для которого Польша всегда самая-самая. Она и самая храбрая, и самая бескорыстная, и самая обижаемая соседями, и т.д. Польские власти сейчас хотят вылепить образ Польши, будто бы больше других помогавшей евреям и больше других пострадавшей из-за своего великодушия к униженным и оскорбленным.

«Больше всего евреев спасли поляки», - резюмировал Дзедзичак. И вновь солгал.

В 2001 г. увидела свет книга американского историка смешанного польско-еврейского происхождения Яна Томаша Гросса «Соседи…» о погроме евреев в польском городке Едвабне летом 1941 г.

До 2001 г. польская официальная историография, не моргнув глазом, лгала, что евреев в Едвабне убивали нацисты. Но оказалось, что это сделали простые поляки при одобрении немецкой администрации. Евреев в Едвабне не просто убивали, их сожгли живьём в сарае, в том числе еврейского священника-раввина.

После издания книги Гросса Варшаве смысла отрицать явное уже не было. С большой неохотой польские власти признали: да, евреев в Едвабне жгли поляки.

В 2015 г. Гросс издаёт новую книгу «Страх» — о еврейском погроме в Кельце в 1946 г. Польские власти быстро сориентировались и придумали свою версию: убийства имели место, но мы не виноваты, расправу над евреями спровоцировала Москва и её присные — правительство Польской Народной Республики (ПНР).

Но правда была другой: в Кельце евреев громили польские русофобы, в том числе члены прозападных подпольных националистических формирований (Армия Крайова и др.).

В избиении и убийствах евреев участвовали даже некоторые польские милиционеры! Ведь они сначала были поляками, а уже во вторую очередь – милиционерами. А полякам и польской культуре в целом антисемитизм никогда не был чужд. Автор этих строк знавал одного поляка, который отказался встречаться с девушкой лишь на том основании, что она была еврейкой.

В августе 1945 г. имел место ещё один погром — в Кракове. Сегодня Варшава опять лжёт: это была провокация Москвы. Но, как и в Кельце, евреев в Кракове убивали польские патриоты, мечтавшие о Речи Посполитой от моря до моря. Спецслужбы ПНР быстро вычислили погромщиков, суд вынес им суровый вердикт, а нынешняя польская пропаганда рисует их как жертв подлой московской провокации. Убийцы причислены к жертвам!

Кроме Едвабне, Кельце и Кракова, еврейские погромы произошли ещё как минимум в 20-ти польских городах. Как сказал Гросс в одном из интервью, поляки гордятся сопротивлением своего общества нацистам, но поляки в годы войны убили больше евреев, чем нацисты.

Конференция в Торуни — это идеологическое мероприятие с целью обелить реноме Польши после того, как в западной прессе появились публикации о соучастии поляков в холокосте (последний раз — в португальском журнале Visao). Сожжение евреев живьём в Едвабне — один из эпизодов холокоста. Во-первых, обращает на себя внимание жестокость убийства, во-вторых, его массовость, в-третьих, факт, что поляки убивали евреев с ведома нацистов.

На наших глазах Польша, окутавшая себя жертвенным ареалом, из жертвы превращается в жестокого убийцу. Она не так уж безобидна и невинна, эта Польша. Правда с трудом продирается сквозь завесы лжи, сооружённые польской пропагандой, где о совместном участии нацистов и поляков в убийствах евреев места нет.