Лишь бы как не в Москве
Петр Иванченко

Лишь бы как не в Москве

Минские власти стремятся отгородится от общего с Россией прошлого

В Союзной Белоруссии в последние годы отчетливо наблюдается стремление властей подчеркнуто дистанцироваться от России, обособиться от нее, причем, не только в экономических или политических вопросах, но и ментально — в сфере традиций и культуры. Это особенно отчетливо ощущается в начале каждого мая, когда народы наших стран вспоминают общую Победу и общую страшную трагедию, которую принесли нашему, тогда единому государству.

Так, например, Минск табуировал использование одного из самых главных символов Победы — георгиевской ленты. Хотя глава республики Лукашенко и отрицал существование запрета, однако известно, что все соответствующие структуры получили однозначные указания ее замены на ленточку цветов национального флага республики — красного и зеленого.

Теперь СМИ сообщают о переименовании в Белоруссии акции «Бессмертный полк». Так, могилевский городской исполком объявил о замене названия «Бессмертный полк» на «Беларусь помнит». Как сообщили СМИ, появилось соответствующее уведомление, в котором главный идеолог Могилева Алла Галушко требует срочно сменить название акции.

В документе, ранее разосланном предприятиям, организациям и гражданам, предлагается в память о фронтовиках изготовить транспаранты с их фотографиями и пройти колонной во время парада 9 мая. Соответствующую новость опубликовали государственные порталы, причем некоторые использовали название «Бессмертный полк», другие — «Полк памяти». Однако позднее местные госСМИ изменили в своих публикациях название акции на «Белоруссия помнит».

Напомним, «Бессмертный полк» — международное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Ежегодно в День Победы его участники проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагеря, блокадников и детей войны. Это движение стало по-настоящему народным и массовым, и собирает огромные шествия не только в городах России, но и в странах Ближнего и дальнего зарубежья.

На Украине бандеровские власти и нацисты объявили настоящую войну «Бессмертному полку», всеми силами стараясь сорвать проведение этой акции. Политтехнологи, обслуживающие киевскую хунту, объявили акцию по увековечиванию памяти павших героев, инструментом «империалистической экспансии Москвы».

Самое удивительное, что эту позицию, в той или иной степени стали разделять национальные элиты и руководства некоторых стран постсоветского пространства, считающие, что «Бессмертный полк» продвигает идеологию Русского мира, которая по их мнению, способствует усилению интеграционных процессов, что, в свою очередь, по их мнению, может ограничить их власть.

Так, в некоторых среднеазиатских республиках акция «Бессмертный полк» была в прошлом году отменена якобы из-за угрозы терактов и из-за «несоответствия мусульманским традициям».

Использовать подобные предлоги Александр Лукашенко, понятное дело, не может, как и отменить Марш памяти в республике, потерявшей в Великую Отечественную войну каждого четвертого жителя.

Но чтобы сделать хоть как-то «абы не як у москалей», можно хотя бы заменить название акции, тем самым, как бы символически отмежевавшись не только от международного движения, но и от общей с Россией историей.