Кубинцы посмотрели на Европу
Анатолий Агранин

Кубинцы посмотрели на Европу

Шанс Гаваны на партнерство без США

Министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес завершил визит в Брюссель, Женеву и Париж. После прихода к власти на Кубе Мигеля Диас-Канеля это первый визит в Европу высокопоставленного кубинского сановника.

Визит Родригеса вызван охлаждением отношений между ЕС и США. Европа выступает против ограничительных мер, вводимых Трампом в отношении европейского экспорта, и против намерений Белого дома выйти из ядерной сделки с Ираном.

Для Гаваны это является шансом на развитие партнёрства с европейскими странами, основы которого заложены Соглашением о политическом диалоге и сотрудничестве между ЕС и Кубой. Соглашение подписано в 2016 г., но вступило в силу 1 ноября 2017 г.

Итогом визита Родригеса стала договорённость о содействии ЕС в использовании на Кубе возобновляемых источников энергии (общая сумма инвестиций в данный сектор составит €18 млн.), сотрудничестве в области науки, образования и культуры.

Франция традиционно поддерживает Кубу в стремлении ослабить хватку Вашингтона в Европе. В Генассамблее ООН Париж высказывается в поддержку резолюции с осуждением антикубинских санкций США, выражает намерения способствовать развитию двусторонних отношений ЕС со странами Карибского бассейна.

Уже то, что выступление Родригеса в Совете ООН по правам человека в Женеве обошлось без обвинений Кубы в нарушении прав человека, говорит о том, что Европа отходит от свойственной американцам риторики, которые делают упор на критику Гаваны за нарушение свобод кубинских граждан.

Отныне Европа намерена разговаривать с Кубой без посредников. И в этом есть геополитический смысл.

Во-первых, Куба, несмотря на экономическую слабость — самое влиятельное в политическом смысле островное государство Карибского бассейна. Во-вторых, не подконтрольное американцам (потому, наверное, и влиятельное). В-третьих, Куба — магнит, притягивающий все латиноамериканские правительства, стоящие в оппозиции к Вашингтону (Боливия, Венесуэла). В-четвёртых, нынешний руководитель кубинского государства Мигель Диас-Канель — номинально новая фигура, с которым можно начинать диалог с нового листа и теоретически не увязывать прогресс этого диалога с предыдущей политикой братьев Кастро.

У Франции были свои интересы в регионе и ранее (вторжение французов в Мексику при Наполеоне III и т.д.). Акцент делается на сдерживание англосаксонского влияния и формирование соответствующих политических союзов на местном уровне.

XXI век — геополитическое повторение XIX века. США постепенно теряют позиции в мире, Париж готов заполнить образовавшийся вакуум. Если взглянуть на карту, можно увидеть, что расположенные в Атлантическом океане Карибы через Центральную Америку соединены с Французской Полинезией в Тихом океане. Складывается выгодная для Франции геополитическая конструкция. Париж должен решить, чем конкретно её наполнить.

Очевидно, что Гаване в этом сценарии отведена французской дипломатией активная роль. Родригес пригласил французского коллегу Жан-Ива Лё Дриана посетить Кубу с ответным визитом. Французам и кубинцам есть, что обсудить.