Запомнилась очень глубокая лекция о. Александра Салтыкова, нынешнего настоятеля церкви Воскресения Христова в Кадашевской слободе (в этом храме в течение ряда лет проходят содержательные Кадашевские чтения). Лекция, по-видимому, была прочитана в ЦДКЖ. Тема: "Москва — Третий Рим". В изложении этой теории, без понимания которой говорить «о культуре бессмысленно», о. Александр отталкивался от Книги пророка Даниила (7-й век до РХ), интерпретированной в христианском духе.
Речь шла об истолковании снов Навуходоносора Даниилом. Давалась подробная характеристика Вавилонской, Персидской и Греко-римской империям. "Византийцы мыслили себя избранным народом, императора воспринимали как помазанника Божия". Об этом, например, говорится в послании патриарха Фотия армянскому католикосу (9 век). Об особой миссии греков рассказывал философ, пришедший к князю Владимиру.
Падение Константинополя под ударами турок-мусульман в 1453 году было воспринято на Руси как мировая катастрофа. Этому событию предшествовала злополучная Флорентийская уния (1439 год). Все это было воспринято эсхатологически как свидетельство приближения конца мира. И вот в то время, когда на Западе начиналась Эпоха Ренессанса, на Востоке формируется учение о Третьем Риме. Великий князь Василий стал именоваться царем — единственным в Подсолнечной, покровителем всех христиан. Падение Константинополя воспринималась как возмездие за унию, компромисс в вере. В 1459 году митрополит Иона в Окружном послании литовским епископам писал, что и прежде были беды в Царьграде, но он устоял, а вот когда отступили от чистоты веры, то и пострадали.
Иван III после безкровной победы на Угре и женитьбы на Софии Палеолог осознавал себя преемником византийских императоров; Успенский собор в Кремле как преемник Соломонова храма, т.е. главный в мире. Старец Филофей называл русского царя единственным во всей Поднебесной православным царем. Метаморфоза с этой идеей произошла в середине 17 века в результате реформы патриарха Никона. Старообрядцы восприняли ее как падение Третьего Рима. Очевидна ее трансформация, смещение акцента от духовной плоскости в геополитическую.
Ещё хотел рассказать о своих впечатлениях от посещения вечера Общества "Память" в одном из кинотеатров столицы. Напряжение было просто сумасшедшим, атмосферу зашкаливало. Одна из сопровождавших меня прихожанок сразу не выдержала. Она не могла остановиться, выражая недоумение. Невольно вспомнились слова Чарли Чаплина: "Все-таки жаль немого кино. Приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно".
Подобно бульдозеру, председатель Общества Васильев Дмитрий Дмитриевич сметал все препятствия на своем пути: досталось конкретным сотрудникам Райисполкома, Моссовета и лично А.Н. Яковлеву. «Демократия все более в руках сионистов, которые вдруг перестроились!» - кричал Дим Димыч. Говорил о газетной травле, о Столыпине — «величайшем человеке, у которого были гениальные идеи преобразований»; бичевал провокаторов, которые пытаются сорвать вечер, призывал изучать историю, заветы предков, требовать русских программ на телевидении. «Нам нечего бояться в родном доме». Возмущался постоянным дефицитом («раньше были порты других государств забиты нашей пшеницей, а теперь мы ее покупаем»). Был недоволен теми, кто «выступает от нашего имени без нашего участия». «Необходимо требовать законных прав на то богатство, которое создавали наши героические предки, великие монархи».
Скажу прямо, что более мощного, «энергетического» трибуна-оратора, чем Васильев, я в своей жизни не встречал. Вот яркий пример значения личности в истории. Это особенно видно на примере деятельности Общества «Память» при Васильеве и уже очень скоро после его трагической кончины. Многочисленные кассеты с записями его выступлений очень сильно поднимают патриотический тонус, подвигают на труды на благо Отечества и нашего народа.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках