Крест добровольца Донбасса
Аркадий Шиманов

Крест добровольца Донбасса

По данным Союза добровольцев Донбасса (СДД), более 40 тысяч российских добровольцев приняли участие в этой войне. Примеры такого массового героизма случались разве что в Великую Отечественную войну, но тогда все добровольцы сражались в своей стране, и либо в регулярной армии, либо в партизанских соединениях, поддерживаемых регулярной армией.

Ситуация с добровольцами Донбасса иная. Добровольцы Донбасса — это не контрактники чеченской войны. Контрактник шёл в регулярную слаженную армию, с надлежащим денежным и вещевым довольствием. Добровольцы Донбасса шли просто в ополчение, где не платили «боевых», не было обмундирования и не хватало оружия.

Контрактник в Чечне был хоть как-то юридически защищён (статус участника боевых действий обеспечен, соответствующие выплаты гарантированы и т.д.). Доброволец Донбасса не был защищён вообще никак. Скорее, наоборот: в России его статус никак не определялся, а по украинским законам ему грозило много лет тюрьмы.

С чем сравнить столь массовое добровольческое движение 2014-2015 гг.? С
русскими добровольцами в югославских войнах 1990-х гг.? Но тех было не более 1 тысячи. С добровольцами из России в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии? Можно, но их тоже было далеко не 40 тысяч.

С участием советских добровольцев в гражданской войне в Испании в 1936-1939 гг.? Но в Испанию ехали добровольцами кадровые военнослужащие, а не гражданские люди. И численность их была менее 3 тыс., а на Донбассе, повторю, — более 40 тыс. человек.

С русскими добровольцами в англо-бурскую войну в Африке? Пожалуй, да. И те, и другие ехали на свой страх и риск. Только из России в Африку приехали куда менее 40 тыс. добровольцев.

Вот и получается, что русское добровольчество на Донбассе — явление особенное с социально-исторической точки зрения, потому что за последнюю, как минимум, сотню лет в России не было такого идеологически масштабного и количественно многочисленного добровольческого порыва. Ведь, ни много ни мало, с мест в едином порыва сорвалась огромная масса русского мужского населения и отправилась на войну.

Далеко не все из воевавших на Донбассе были по достоинству отмечены наградами. В суматохе первых боев было не до наград. Потом, в 2015-2016 гг., когда Украина перешла к диверсионно-разведывательной войне, многие добровольцы старались лишний раз не светиться, избегали фиксировать свои точные данные в документах, опасаясь утечки информации.

Из-за этого многие остались незамеченными штабным начальством. Сейчас, в 2018-й год уже никто не помнит личные данные и адреса добровольцев  2014-2015 гг. И награды не находят героев.

Единственной организацией, которая в меру сил занимается поиском бывших добровольцев и награждением их нагрудным знаком «Крест добровольца» — это СДД. Официальных наград добровольцы не получают, потому что шли в бой не по приказу. И СДД взял на себя функции выделить каждого достойного специальным нагрудным знаком.

В своё время в схожей ситуации оказались советские ветераны Корейской войны 1950-1953 гг. СССР своё участие в ней старался не афишировать, военнослужащим запрещали рассказывать о ней. Многие получили госнаграды за участие в войне, и многие остались без всяких наград.

Союз ветеранов Корейской войны во главе с генерал-майором авиации С.М. Крамаренко принял решение отмечать ветеранов медалью своей организации «Участнику локального конфликта. Корейская война» — общественной медалью, не государственной. Она указывает, что её обладатель воевал в Корее.

Будем надеяться, что СДД сделает всё возможное, чтобы никто из участников войны в Донбассе не остался без внимания и «Креста добровольца». Также наверняка имеет смысл представителям СДД обсудить с руководством ДНР и ЛНР вопрос награждения добровольцев официальными республиканскими наградами.

Не будем сейчас касаться таких серьёзных наград, как звание Героя Республики, Георгиевских крестов, медалей «За отвагу», «За воинскую доблесть» и др., требующих действительно заметного и выдающегося подвига.

Среди наград ДНР есть Орден Николая Чудотворца (вручается, в том числе за образцовое исполнение воинского долга), Орден Дружбы (за гуманитарные заслуги), медаль «Воин-интернационалист» (вручается ополченцам-иностранцам, есть факты награждения граждан России).

Среди наград ЛНР — орден «Казачья доблесть» (за отличие в боях при защите Веры Православной, за оборону казачьих земель и вклад в создание казачьих формирований), медаль «За заслуги» (за отличия на поле бое и в благотворительной, научной, культурной деятельности), медаль «За Веру и Волю» (за спасение материальных ценностей Республики, отличия в боевой службе и общественной деятельности).

Согласитесь, под эти определения подпадают практически 100% добровольцев, волонтёров и военкоров, терпеливо и преданно тянувших каждый свою лямку на фронте и для фронта. Каждый из них либо образцово исполнял воинский долг, либо имеет гуманитарные и общественные заслуги, либо подходит под определение воина-интернационалиста, либо внёс вклад в защиту казачьих земель (Донбасс — казачий край!) и формирование казачьих подразделений, отличился на боевой службе или в общественной деятельности. Но почему-то среди них обладателей таких наград не много. Такое положение дел нельзя считать справедливым.

После Великой Отечественной войны советское правительство, понимая политико-идеологическое и воспитательное значение массовости подвига нашего народа, сделало всё, чтобы каждый ветеран был отмечен наградой, а его участие в войне навсегда отпечаталось в памяти поколений. Каждый из нас может вспомнить своё детство и гордость, которую мы испытывали, глядя на медали наших дедов-прадедов.

Медаль «За победу над Японией» получили 1 млн. 800 тыс. человек, «За победу над Германией» - около 15 млн. Первую вручали за любое участие в боевых действиях либо обеспечение боевых действий против Японии с 9 по 23 августа 1945 г. Вторую вручали всем, кто воевал против Германии в действующей армии и партизанских отрядах, обеспечивал бесперебойное снабжение воинских подразделений, служил в эвакогоспиталях, охранял военные объекты, конвоировал военнопленных и прочим. И когда наши деды выходили 9 Мая на городские улицы, каждый мог своими глазами увидеть тот размах, который приобрело сопротивление гитлеровским захватчикам и японским милитаристам. Свидетельством его был блеск медалей на груди миллионов ветеранов.

Если Донецк и Луганск хотят, чтобы и их война осталась в памяти будущих поколений в виде личного участия десятков тысяч добровольцев Русского мира, если они хотят, чтобы об этой войне помнили и понимали её значимость, они должны сделать так, чтобы награда нашла каждого добровольца, внёсшего посильный вклад в становление республик Донбасса.