В одном из интервью приснопамятный архипастырь-патриот владыка Иоанн (Снычев) сказал: «Для того чтобы взглянуть на события с правильной точки зрения, необходимо в первую очередь понять, что главное содержание текущего момента Русской истории — тяжелейшая, изнурительная, непримиримая борьба мощнейших сил мирового зла с Россией — как с последним оплотом истинно христианской духовности; с Русским народом — как с народом-богоносцем, последним носителем православных идеалов в личной и государственной жизни. Все экономические, политические и социальные аспекты этой борьбы, бросающиеся в глаза, — вторичны. Говоря словами Митеньки Карамазова, сейчас имеющий духовное зрение имеет уникальную возможность наблюдать, как „диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей“. Но человеку суждено быть не сторонним наблюдателем, а активным участником этой великой борьбы».
Сегодня мы беседуем с передовым бойцом — православным журналистом Иваном Вагановым.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути воцерковления и о становлении в том качестве, в котором Вы сейчас служите Господу и людям.
– Вы очень верно сформулировали вопрос. Я воспринимаю свой род занятий – журналистику, публицистику – именно как служение. Каждый верующий человек старается быть полезным Церкви в меру своих сил и возможностей. И так естественным образом сложилось (хотя прекрасно понимаю, что ничего случайного в мире не бывает), что я оказался на фронте информационной войны. Сегодня любое крупное СМИ, так или иначе, обслуживает интересы своих спонсоров. Это могут быть западные медиамагнаты, транснацкорпорации, люди, распределяющие бюджетные средства. Но всегда спонсор имеет определенное мировоззрение и выступает заказчиком информационной повестки дня. Если СМИ рассчитывает на самоокупаемость, заработок от размещаемой рекламы, то из этого тоже ничего хорошего не выходит, потому что самыми привлекательными для широкой аудитории являются «запретные» темы или какая-нибудь «клубника»: насилие, непотребства, скандалы, аномалии и т.п.
И как бы отдельные известные журналисты не кичились, называя себя «объективными и независимыми», все они, вольно или невольно, занимают определенную позицию в информационной войне, расставляют акценты соответствующим образом, формируют общественное мнение, обслуживая те или иные интересы. Это касается как условно «либеральных», так и многих условно «патриотических» ресурсов. Сейчас распространение информации происходит очень быстро, и заблудиться в этих лабиринтах без должного духовного руководства и воспитания проще простого.
О себе могу рассказать, что родился в верующей семье, хотя сложно назвать моих родителей людьми глубоко воцерковленными. По матери мои корни связаны с крестьянством из Сергиева Посада, благословенной земли, где очень много православных святынь. У отца были родственники в Сибири, а также в Белоруссии и Польше – из Русских служилых людей, исповедовавших Православие даже в периоды агрессивной католической экспансии. Меня с малых лет водили в церковь по выходным дням, хотя сначала, признаюсь честно, это не вызывало во мне особого энтузиазма.
Затем, в юношеские годы, я начал более активно интересоваться религиозными вопросами, попадал под влияние разных молодежных течений, субкультур, которые, как сейчас прекрасно понимаю, появлялись отнюдь не стихийно. Общался с ролевиками-толкиенистами, хиппи, в какой-то момент даже увлекся их пантеистическими взглядами, «философией» нью-эйдж, при этом искренне полагал, что это не противоречит моей вере в Единого Бога, Творца всего сущего. Но чем больше я наблюдал за их жизнью и деструктивными занятиями, тем более отвращался всего этого. Особенно негативный опыт получил после общения с «готами», поклонниками «черного металла», «неоязычниками-мизантропами» и т. д. – т. е. фактически с откровенными сатанистами, которые со своими определенными целями ходили на кладбища, считали себя адептами «культа и стилистики» смерти, не понимая, что детские игры на этом этапе быстро заканчиваются и человек может очень легко навсегда погубить свою душу. После окончания университета, уже совершенно осознанно, я решил, что моим морально-нравственным понятиям и духовным стремлениям соответствует только Православие.
Мои родители, бабушки и дедушки много читали, считали важным получить хорошее образование. Были в роду и писатели, и поэты… Со временем я понял: филология дается мне гораздо лучше точных наук, начал вести дневник, писать стихи. На этой стезе оказался не совсем безнадежен и поступил на филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Еще я с детства привык докапываться до фундаментальных вопросов, касающихся нашей страны, традиции, жизненных, церковных устоев. К примеру, услышал какое-то непонятное слово в богослужении или узнал какой-то библейский сюжет – и тут же начинаю искать его в первоисточнике, рассматривать все его проявления, взаимосвязи. Таким образом узнавал много нового и всегда с радостью делился находками с другими.
Что касается профессионального пути после окончания университета, начинал я с редактуры новостей на спортивных сайтах, хотя всегда интересовался историей, социологией, геополитикой. Затем довелось получить безценный опыт в качестве автора материалов в одной сибирской народной газете, существовавшей исключительно за счет подписчиков и распространения в газетных киосках. Сейчас, увы, она уже закрылась из-за нехватки средств. Это издание было настолько независимым, насколько может быть независимой газета в дальнем российском регионе, где все поделено на сферы влияния представителей власти и бизнеса. И все равно негласное табу на критику отдельных персонажей или явлений, безусловно, имело место.
Затем Божий Промысл свел меня с очень хорошими людьми, пытающимися создавать и вести народные, патриотические СМИ, и для меня стала очевидной главная задача журналистов, в том числе и моя – просвещать людей, распространяя правдивую информацию, отличную от того дискурса, который нам пытаются навязать с экранов телевизоров и лент информагентств.
– Что конкретно имеете в виду?
– Например, нас пытаются ограничить противостоянием России и Америки, либо России и Запада, либо евразийцев и атлантистов, либо рабочих и буржуазии. Но если посмотреть шире, то каждую секунду в мире происходит жесткое противостояние между добром и злом, Христом и антихристом, во множественных проявлениях. Это более высокий уровень, чем геополитика или экономика – это основа нашего грешного мира.
К сожалению, у нас ныне появилось немало людей с «фарисейской закваской», которые, как говорится, бьют себя в грудь, уверяя, что они «за все хорошее, против всего плохого», но при этом лукавят, а внимающих им граждан ведут на верную погибель. Почему опасно уклонение в разные идеологические дебри без духовного и религиозного опыта? К примеру, можно оказаться в рядах «красных», социалистов-утопистов, уверовать в возможность построения рая на земле без Бога – т.е. принять вариант той же самой антихристовой глобализации. Или уклониться в противоположную сторону – к некой «глобализации во Христе», считать, что весь мир рано или поздно примет Христианство, не будет границ между странами и людьми… В конечном счете – мы снова получаем утопию, к которой так стремятся современные околоправославные модернисты, идеологи толерантности, пацифизма, «философы» нью-эйдж. После развала Российской Империи Русским людям стало особенно тяжело распознавать все эти губительные доктрины.
– Получается, Православие и духовный взгляд на происходящее – главное для созидательной журналистики?
– Да, я на личном примере убедился, что без прочного православного фундамента очень легко самому уклониться с правильного курса и увести своих читателей с пути спасения. Духовная жизнь (участие в церковных Таинствах, чтение Святых Отцов, окормление у духовника и послушание ему, борьба со своими страстями) должна быть основой всякой деятельности. Поводов к тщеславию, высокоумию при владении большими объемами информации и частом пребывании в кругу известных лиц – предостаточно. Есть и немалый соблазн уныния – порой буквально опускаются руки от осознания происходящего в мире. Может также возникнуть искушение превратиться в конъюнктурщика, писать материалы на потребу «духу мира сего», и вообще покинуть эту стезю.
Кроме того, должен заметить, что именно верующие в России сегодня выступают с самой серьезной последовательностью и глубиной понимания происходящего. По этой причине именно на Русскую Церковь и Православие направлен главный удар слуг антихриста.
– Какие темы Вы затрагиваете в своей деятельности, о чем стараетесь писать?
– Сейчас я пишу на самые разные темы, но вектор один – осмысление творящейся в мире глобальной «тайны беззакония» с христианских позиций, консолидация Русского народа на базе Православия.
Если конкретизировать, то это:
- и сопротивление содомским законам и их инициаторам, «гендерной» революции извращенцев,
- и разоблачение истинных целей лоббистов «цифровой экономики»,
- и противостояние всевозможным форсайтщикам-трансгуманистам, ростовщикам, которые под предлогом научно-технического прогресса работают над тем, чтобы превратить человека в послушного киборга,
- и битва с человеконенавистничеством и пропагандой дегуманизации в телепередачах, социальных сетях (идеология «чайлдфри», пропаганда суицида), массовой культурой,
- и противостояние ювенальной юстиции, секспросвету, разрушению традиционной семьи,
- и аналитика внутрицерковной и общественной жизни.
Часто приходится вникать в юридическую сторону вопросов, знакомиться с законами, составлять обращения вместе с неравнодушными гражданами – т. е. спектр деятельности получается очень широкий.
– Да, тут вспомнился Ваш видеоролик двухлетней давности «Патриарх Варфоломей – разрушитель Православия». Можно ли сказать, что правильному пониманию нынешней ситуации с Константинополем поспособствовали материалы, которые неангажированные православные СМИ предоставляли ранее?
– Конечно! Думающие люди, стоявшие на защите чистоты Православия, всегда все прекрасно понимали. Но даже самые несведущие прозрели после Критского псевдовсеправославного собора-2016, который организовал Константинопольский Патриарх Варфоломей при поддержке западных спецслужб и тайных обществ. В этом видео мы просто привели факты из его биографии, сопоставили его деятельность с наставлениями и пророчествами Святых Отцов Церкви… и все встало на свои места. Если помните, дореволюционный термин «восточный папизм» прежде использовался лишь рядом независимых православных ресурсов, которые намеренно дискредитировались «официальными» СМИ. И вот теперь, когда события максимально обострились, официальные лица и высокие чины вдруг заговорили нашими же словами, стали приводить те же самые факты, что и «православные маргиналы». Значит, мы трудились не зря.
– Вы упомянули развал Российской Империи и последовавшие за этим события. А что можете сказать с этой точки зрения о современной ситуации в России?
– Здесь все ясно – после свержения в 1917 году православного Русского Царя нашу страну захватили глобалисты. А сейчас они просто действуют под новой вывеской. После падения режима безбожного коммунизма в мире осталась одна, уже откровенно сатанинская, глобальная сила – западный капитализм и либерализм, причем по жесткости диктата эти служители золотого тельца, пожалуй, превосходят своих предшественников-марксистов. Нас стремительно ведут в стойло, но не как Божие стадо к своему Архипастырю, а как ягнят – на заклание антихристу.
Если мы не осознаем главной ошибки столетия – уничтожения традиционной, тысячелетней России и предательства Помазанника Божия Царя Николая II – никогда не выберемся из расколов и идеологических нестроений. Сегодня Россия де-юре является светским государством, т. е. из страны фактически вынули православный стержень, опору, а значит, мы, Русские, продолжаем блуждать во тьме между западным настоящим и советским безбожным прошлым, отдаляемся от сути, обсуждаем чуждые нам сценарии.
Концепция «Москва – Третий Рим» была сформулирована псковским старцем монахом Филофеем в XVI веке, и если мы посмотрим на историю как Промысл Божий, без труда найдем тому историческое подтверждение. У нас есть многовековая история взаимоотношений первых лиц государства и предстоятелей Церкви (Патриархов, местоблюстителей в Священном Синоде), и во времена расцвета Руси они всегда действовали сообща, в синергии. Поэтому многим Русским людям кажется совершенно абсурдной навязываемая извне идея о том, что «Церковь должна быть вне политики», не иметь отношения к государственной жизни, государственной власти.
Да, Россия почти 1000 лет развивалась как христианское государство, с Божией помощью. Но сегодня необходимо иметь искреннюю веру и знание в духовных вопросах, чтобы уметь различать истинную и ложную религиозность. К сожалению, многие нынешние представители власти лишь внешне показывают себя православными, на деле не следуя историческим церковным традициям, канонам, заповедям Христовым.
Сейчас модно быть верующим политиком. Но ведь мы знаем, что те же масоны, основатели США – далеко не безрелигиозные люди – включили в гимн своей страны слова «Боже, храни Америку». На зеленой долларовой банкноте – символе общества потребления – вы найдете фразу «Мы верим в Бога», а на бляшках ремней солдат нацистской Германии было выгравировано «С нами Бог»… Какие же «боги» руководили и руководят подобными государствами – думаю, несложно догадаться.
Вот и сегодня в России, по указанным выше причинам, сложилась такая ситуация, что практически каждая новость, каждый новый принятый Госдумой закон, каждое решение Правительства, почти все шаги власти и крупного бизнеса тянут нас именно в сторону антихристианского миропорядка.
Так, в конце 2016 года в России было заявлено о планах построения «цифровой экономики». Цифровые лозунги тут же взяли себе на флаг трансгуманисты и лоббисты глобализма всех мастей, тут же появились соответствующие указы, и вокруг этого виртуального мифа начала активно выстраиваться целая система. Причем в некоторые моменты ее архитекторы даже не скрывали своих истинных целей и лиц. Например, несколько лет назад в Сочи на зданиях МФЦ «Мои документы» какое-то время красовалась вывеска «Электронное мировое правительство» («World е-government»). Это, конечно, вызвало у людей массу логичных вопросов, и надпись сняли. Но суть-то от этого не изменилась!
Как следствие, сегодня мы имеем на руководящих должностях множество лоббистов западных глобализаторов, либо материально заинтересованных чиновников-проводников, поставленных на должности в результате т. н. «отрицательного отбора» кадров – когда полномочия предоставляют исключительно морально неустойчивым людям со взглядами, сформированными строго заданным курсом. Поэтому в основном все здравомыслящие инициативы идут снизу, от патриотов-общественников, православных активистов и т.п.
– Однако при этом на высшем уровне ведется много разговоров о суверенитете, безопасности, патриотизме, возрождении...
– В основном эти речи относятся к курсу внешней политики – нашему международному союзу с Сирией, Ираном, поддержке Русского населения Крыма, отдельным дипломатическим успехам. Да, конечно, во внешней политике, не без помощи Божией, периодически проявляется суверенная воля нашего государства, что вызывает массу негатива со стороны условного Запада, т.е. «хозяев денег». Но ведь первоочередная задача – внутренняя политика России, забота о нравственном, духовном, а вслед за этим и общем благоденствии Русского и других коренных народов страны. А здесь мы видим продолжение и даже усугубление курса ельцинской эпохи. Те же самые «чикагские мальчики» у руля страны – начиная с Чубайса, заканчивая Грефом, Кудриным, Кузьминовым, Набиуллиной, Кириенко. К ним присоединилась команда трансгуманистов, имеющая абсолютную поддержку на высшем уровне.
Сегодня выведены из тени, легализованы те, кто при Ельцине и на заре 2000-х работал в автономных прозападных некоммерческих организациях (НКО). Это наша т.н. «теневая власть» (аналог «deepstate» – дословно «глубинное государство» в США) – АСИ (Агентство стратегических инициатив), ВШЭ (Высшая школа экономики), фонд «Сколково», Корпоративный университет Сбербанка и иные порождения стоглавой гидры либерал-глобалистов. Все полномочия на новые экономические эксперименты над народом получил Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным. А изначально, кстати, его возглавлял Герман Греф, который в прошлом занимал пост министра экономического развития, а его замом тогда числилась Эльвира Набиуллина. Сегодня она – глава Центробанка, а Греф – Сбербанка, и ни один из этих ведущих финансовых институтов не контролируется Российской Федерацией. За кого же нас держат нынешние компрадоры, полагая, что мы не видим всех этих рокировок и махинаций?!
При этом чиновники постоянно повторяют: «Нам нельзя отставать от других, пора нагонять мир в развитии цифровой экономики». Однако по факту мы находимся в самом авангарде этих процессов – в ряде стран Европы из соображений безопасности запрещено законом объединять все данные населения в единую базу. А россиян, напротив, готовят к необходимости введения сквозного идентификатора личности. Более того, в некоторых регионах устраивают подобие субботников, «дней сдачи биометрии», силком загоняя народ в цифровое рабство. Фактически правящая элита стремительно сдает власть в стране банкам и ТНК (транснациональным корпорациям). Есть у нас, конечно, и армия, и прочие силовики, но и они очень тесно связано с глобалистами во власти. К тому же мы прекрасно помним, как в октябре 1993 года пушки танков и БТР без тени сомнения повернулись против собственного народа. С тех пор мало что поменялось…
– И закономерный вопрос: что же со всем этим делать?
– Остается надеяться, что в руководстве у нас еще есть настоящие патриоты, люди с честью и совестью, которые прекрасно понимают, к чему все идет, и пытаются этому противостоять – каждый на своем уровне. Но основные мои чаяния связаны, конечно же, с Господом и Его всеблагим Промыслом. Все больше людей сегодня пробуждаются от духовного сна, постепенно понимают, что происходит, молятся о разрушении этих антихристовых сетей над Святой Русью – и действуют соответствующим образом. Ведь не зря мы ежедневно возносим молитвы обо всех православных христианах и Богохранимой Державе нашей.
Думаю, что настоящий православный патриот должен ставить себе задачи несколько шире спасения собственной души, радеть о прозрении всего народа. И потом, дурными делами, подменой Истины спастись невозможно. Вера без дел мертва, поэтому каждому из нас сегодня необходимо менять свой образ жизни, начинать предпринимать конкретные действия в борьбе с грехом и антихристовой системой порабощения душ человеческих.
Беседовала Анастасия Державина
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках