Казачество России признается народом и получает единый координационный центр
Проект Федерального закона «О развитии российского казачества»породил немало домыслов, слухов и пересудов. О готовящемся нормативном акте рассказывает атаман Таманского казачьего отдела Кубанского казачьего общества, казачий полковник, депутат Законодательного собрания Краснодарского края, Герой Кубани Иван Безуглый.
- Иван Васильевич, в настоящий момент казачье сообщество взбудоражено слухами о принятии нового закона по развитию казачества и планами по созданию всероссийского казачьего общества. Что является причиной тревог, и как вы оцениваете данные инновации?
- Прежде всего, скажу о причине тревог. То политическое и отчасти военное значение (возьмем, например, Донбасс), которое играют в жизни страны казаки, являющиеся важной стабилизирующей силой, незыблемо стоящей на страже российской государственности, вызывает немалое беспокойство врагов России — внешних и внутренних. Мы видим беспрецедентную информационную войну против нас в СМИ. И это не только «аналитические статьи» на различных ресурсах, но и энергичная работа в соцсетях и на казачьих форумах. Их цель — стравить казаков друг с другом, посеять в их сознании недоверие к свои атаманам, дискредитировать усилию по объединению и консолидации казачества, в частности — к готовящемуся закону.
И эти усилия очень понятны, ведь в случае принятия закона будет сделан большой шаг вперед в развитии казачества и его институализации, его утверждении в государственной и общественной структуре России.
Это очевидно при знакомстве с проектом закона (его проект есть в сети, в том числе и на сайте ККВ) даже для тех, кто не имеет серьезных юридических знаний. Но проблема в том, что люди предпочитают знакомится не с первоисточником, а с комментариями. А если учесть активность наших недругов в сети, то очень велика вероятность того, что первый комментарий, ими прочитанный, будет именно негативным. Отсюда и предвзятое отношение к новому нормативному акту по казачеству.
К сожалению, наши возможности в информационной борьбе сегодня невелики — у нас нет ни мощных СМИ, ни подразделений психологических операций, ни подготовленных PR-специалистов. Это упущение, которое придется устранять в сжатые сроки.
- Каковы сильные стороны готовящегося закона?
- Это первый закон о казаках, написанный самими казаками. Он включает целый ряд важнейших положений, отсутствовавших в прежних нормативных актах. Так, он определяет казачество как этно-культурную общность, то есть народ, дает более правильное определение понятию казак. Он регламентирует систему отношений как внутри казачьих организаций, так и их контакты с органами власти. Вероятно, он не совершенен — идеален только Закон Божий, но в любом случае он открывает новые возможности для нашего развития.
- Приходится слышать утверждения, что все останется на бумаге, что он не будет работать, так же как и предыдущие акты по казачеству…
- Тут нужно понимать, что закон — это не панацея. Это, образно говоря, не лифт, а всего лишь лестница, по ступенькам, которой, нужно двигаться самому. Как говорила Жанна Д`Арк, Бог поможет, если солдаты будут сражаться. Закон открывает некие возможности, и их использовать должны мы. Я не в восторге от всех предыдущих актов и много их критиковал, но те возможности, которые они давали, мы на Кубани постарались использовать максимально эффективно. И многое нам удалось. Теперь нужны более широкие рамки и дополнительные полномочия.
- Но так было, наверно, не везде?
-Да, мне известны случаи в других регионах, когда властные структуры и органы внутренних дел, получив директиву оказывать содействие казакам, пытались выстроить взаимодействие с местными казачьими общинами. Им ведь нужно было отчитываться по этой работе. И тот, кто не хотел отделываться «липовыми» отписками, сам выходил на казачьи общества и предлагал взаимодействие и помощь. И были случаи,когда от этого отказывались, поскольку, если нет никакой работы, то помощь и не нужна.
Напомню, что наши предки действовали в таких условиях, где никаких законов не было, и помощи тоже — все приходилось отвоевывать и формировать самим, уповая на Бога и рассчитывая на собственные силы. Собственно, и мы сами в самом начале казачьего возрождения не имели никакой поддержки. Более того, власть смотрела на нас с раздражением, почитая нас чуть ли не НВФ. И мы отвоевывали свое право на жизнь в борьбе с криминалом, с организованной этнической преступностью, с коррумпированными правоохранителями и чиновниками. Свои права мы выгрызали зубами.
Можно сидеть и говорить о том, что все пропало, кто казачья идея умерла и т.д. Но этот путь не для нас.
- Приходится слышать, что не все в России в таких исключительных условиях как кубанцы…
- Как я сказал, эти условия, в значительной степени были созданы нашим потом и кровью… Но дело не только в этом. Расказачивание в 20-30-е годы было страшным — где-то казаки истреблялись чуть не поголовно, где-то пострадали меньше. Так, например, исторические центры Терского войска вообще оказались на территориях национальных республик, для которых возрождение казаков не является приоритетной задачей. Некоторые регионы богаче, некоторые бедней, есть и другие объективные условия, от которых зависит развитие казачьих обществ в данном месте. И готовящийся закон нацелен на то, чтобы максимально помочь казакам, где бы они не находились, создать общие правила и единые стандарты.
Это, в свою очередь, должно помочь преодолеть разобщенность и раскол среди казаков. Успехи Кубанского войска связаны в том числе и в его единстве. А в некоторых местах силы казаков раздерганы по множеству организаций, не только не сотрудничающих, но и, часто, враждующих друг с другом. Какое может быть развитие в этом случае?
- По поводу всероссийского казачьего общества ходят слухи, что его цель — ликвидировать исторические войска, загнать всех «в одно стойло»?
- Это ерунда. Всероссийскому казачьему обществу отводиться роль лишь координационного центра для всех, в том числе и исторических войск. Это позволит увеличить статус казачества в России, а так же выступать казакам единой силой, в том числе и во взаимодействии с государством. Причем координировать работу войск будут не назначенные чиновники, часто не имеющих никакого отношения к казачеству, а сами казаки. Все это, будем, надеется, поспособствует нашему сплочению и эффективности нашей работы. Кроме того, эта структура не позволит игнорировать мнение казаков.
- Будет ли закон работать?
- Он должен работать. Во всяком случае, работоспособность большинства его положений проверена на опыте Кубанского войска. Кстати, для меня особенно важно, что он закрепляет участие казаков в территориальной обороне. В этом вопросе его разработчики опирались на опыт Таманского отдела и созданной на его базе 1-й Таманской казачьей дивизии — первого казачьего соединения территориальной обороны. То же самое и с другими положениями, которые разрабатывались на основе реального опыта. Но жизнеспособность этого закона, который, как я надеюсь, будет принят, зависит и от каждого из нас, от того, как мы будем работать. Но главное, что этот закон написан казаками для казаков.
Беседовал Борис Джерелиевский
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках