Армянская тень над Белоруссией
Николай Севостьянов

Армянская тень над Белоруссией

В последние годы, особенно после начала украинской катастрофы, Белоруссия всё чаще выступает в роли ключевого ньюсмейкера всего постсоветского пространства, причем не всегда в качестве субъекта. С пугающей периодичностью западные игроки то норовят столкнуть Минск и Москву, то пытаются натравить белорусов на своё собственное правительство. И то, и другое пока получается неважно, однако в обоих случаях оснований для деструктивной работы хватает.

Экономическое положение Белоруссии и в самом деле оставляет желать много лучшего — молодежь бежит из страны, более образованные — в Германию, менее — в Прибалтику. Да и по количеству запросов на «карту поляка» Белоруссия идёт сразу следом за Украиной. Что же касается внешнеполитического вектора, то с момента объявления «санкционной войны» мы уже успели привыкнуть к неожиданным реверансам Батьки в сторону Евросоюза и к очень неоднозначной позиции не только по Юго-Востоку, но даже по Крыму.

Иными словами, фундамент для того, чтобы раскачивать ситуацию в любом направлении, довольно прочный. И в ноябре мы вновь наблюдали колебания, нацеленные на внутреннюю дестабилизацию. По сути, именно о таком сценарии говорил в своём интервью «Польскому радио» Андрес Фог Расмуссен. Бывший генсек НАТО откровенно заявил, что единственный путь к прогрессу, который возможен для Белоруссии и её народа, — это усиление оппозиции.

По словам Расмуссена, чтобы противостоять Минску, следует делать ставку именно на неё. Конечная цель — реформы, которые позволят превратить Белоруссию в буфер между Европой и Россией. То, что бывший североатлантический «шеф» проводит географическую границу не по Кавказу и не по Уралу, а по Гомелю и Витебску — само по себе довольно интересно, однако речь не об этом.

Белоруссию активно пытаются записать в постсоветский «клуб неудачников», который весной этого года пополнился Арменией. В декабре там как раз состоятся досрочные парламентские выборы, поэтому будет не лишним взглянуть на потрясающие успехи, которых армяне добились за эти месяцы «истинной демократии».

Успехи эти видимо настолько потрясающие, что невооруженным взглядом увидеть их невозможно. Пашинян пришел к власти на антикоррупционной повестке, но уровень коррупции поднялся. Пашинян обещал рабочие места, их количество упало. Пашинян гарантировал инвестиции — в итоге из страны ушли почти все зарубежные компании. А после того, как он выступил против повышения цен, они поднялись еще выше, в том числе на товары первой необходимости.

Всё это до боли напоминает 2014-й год на Украине, причем сразу по всем пунктам. Единственную поправку можно сделать лишь на территориальную целостность, но и это не заслуга правительства, а следствие моноэтнического характера армянского общества (которое, не будем забывать, в своё время было достигнуто путём жесточайшего выдавливания русскоязычного населения).

Могло ли быть по-другому? Разумеется нет. Вся команда Пашиняна была собрана на основе лишь одного критерия — ярко выраженных прозападных взглядов. Управленческий опыт не играл никакой роли, что и нашло отражение в упомянутых выше явлениях. Что же касается фигуры самого Пашиняна, то это полное отражение Порошенко и Саакашвили. Не случайно, что последние так и не смогли ужиться на одной поляне.

Достаточно лишь почитать биографию Никола, чтобы почувствовать стойкое «дежа-вю». Ставленник Штатов, который при этом успел поработать на прежнего президента — даже если забыть о том, как Пашинян пришел к власти, всё это кого-то очень напоминает. Но именно путь на вершину является тем фактором, который демонстрирует саму суть «оранжевого» сценария.

И Саакашвили, и Пашинян, и Порошенко (олицетворяющий коллективный «майдан») пришли к власти на личном и очень кровавом противостоянии с действующей властью. Заметим, сторонники Никола могут возразить: «Где же жертвы?» Ведь именно этим — бескровным переворотом — они так любит гордиться. Однако подобное представление глубоко ошибочно, поскольку свою кровь Пашинян собрать уже успел — еще в 2008 году, когда именно он выступил организатором насильственных акций в поддержку проигравшего выборы Левона Тер-Петросяна. Напомним, тогда это закончилось десятком убитых и сотнями раненых.

Впрочем, всё это было бы лирикой, если бы ситуация в Армении не касалась нашей страны. Будем говорить прямо — пора уходить от «советского» подхода, в соответствии с которым во главу угла всегда ставится благополучие бывших республик. Они свой выбор уже сделали, и дальнейшее благополучие в их собственных руках. Нас же должно волновать лишь то, как положительное или негативное развитие ситуации отразится на том, что происходит в России.

На примере Молдавии, Средней Азии и Украины мы уже убедились: никакая граница не способна погасить пожар в бывших провинциях, и неважно: идёт ли речь о тотальной безработице, гражданской войне или террористической угрозе. России это по-любому коснётся.

В случае с Арменией трагический исход уже неизбежен. Дезинтеграцию экономики смогут остановить лишь астрономические вливания. А значит, Пашинян, который в своё время активнее всех выступал против вступления Армении к ЕАЭС, будет до последнего пытаться усидеть на двух стульях, выпрашивая у Москвы столь важные для Еревана и абсолютно невозвратные для России кредиты. Как только запросы превысят все мыслимые и немыслимые объёмы, начнётся банальный шантаж, который закончится крахом экономики или базами НАТО.

Но и это не предел, поскольку в случае крушения рейтинга, что произойдёт в любом случае, «оранжевый» сценарий не предполагает иных шагов, кроме военной операции. Где, когда и против кого — дело десятое. Но в данном случае кандидатура только одна — Азербайджан, что сулит возобновлением активных боевых действий в Нагорном Карабахе. И совсем не случайно в октябре советник Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон уже коснулся темы обходы эмбарго на поставку оружия сторонам карабахского конфликта.

Что же касается Белоруссии, то надежда пока есть. В конце концов, как бы всё не было плохо с точки зрения экономики и наглухо закрытых социальных лифтов, на юге находится живой пример того, к чему приводит попытка решать сиюминутные проблемы хирургическими методами.

Да, и самое главное. Ключевой «оранжевый» элемент, а именно, популярный или хотя бы известный в народе лидер, связанный с властью длительным, желательно, многолетним, конфликтом, в Белоруссии отсутствует. И хотя оппозиция, проиграв еще в середине 90-х, избежала этим морального банкротства и даже сохранила определенный романтический ореол, фигуры, которая способна выступить консолидирующим центром, в стране нет и не предвидится.

К слову, у нас такие фигуры есть. Как минимум две — одна в России, одна в политической эмиграции. И если удастся сломать Белоруссию, дорога на Москву (пусть и в аллегорическом значении) будет открыта. И этого нельзя допускать ни в коем случае.