Как угробить ВПК
Анна Пономарева

Как угробить ВПК

Почему промышленный гигант ХКБМ оказался под угрозой закрытия

По желанию кураторов Киев старается как можно скорее добить родной ВПК. Недавно стало известно, что на ладан дышит Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова (ХКБМ). Этот промышленный гигант в ближайшее время будет закрыт из-за огромного штрафа и отсутствия заказов.

При этом все проблемы созданы искусственно, уверены в государственном концерне «Укроборонпром». Как пишет ТАСС, минобороны Украины отказалось финансировать создание бронетранспортеров БТР-4. Аргумент был приведен убойный: в стране не хватает мощностей для производства корпусов (единственный в своем роде «Лозовский кузнечно-механический завод» не способен изготовить нужное количество). А, перекрыв кислород предприятию, военное ведомство выставило ХКБМ штрафные санкции в размере 82,3 млн гривен ($3,25 млн) за невыполнение госзаказа по БТР-4.

«Таким образом, были искусственно созданы все предпосылки для предотвращения выполнения ХКБМ государственного оборонного заказа по изготовлению БТР-4 для украинской армии», — говорится в сообщении Укроборонпрома.

Выделение средств на разработку новых видов бронетехники также было прекращено, из-за чего ХКБМ «фактически остался без заказа, <...> без денег <...> и с угрозой получить многомиллионный штраф, который окончательно заблокирует работу предприятия».

В конце мая с похожей ситуацией столкнулся «Житомирский бронетанковый завод». Ему пришлось заморозить работу цеха сборки корпусов БТР-4 (они изготовлялись из бронестали производства стран ЕС и НАТО) из-за отказа Минобороны принимать их в эксплуатацию. Уже тогда в Укроборонпроме забили тревогу, так как «недопущение в производство европейских бронесталей повлечет критические проблемы и на других заводах бронетанкового кластера концерна, а также в частных компаниях». И проблемы не заставили себя долго ждать. Сейчас в числе жертв оказался пока ХКМБ, но на очереди и другие предприятия, которые держатся на плаву за счет созданных линий по производству бронетранспортеров — ГП «Завод им. Малышева» и ГП «Киевский бронетанковый завод». Напомним, расширение серийного производства для армии было запланировано для того, чтобы БТР-4 и БТР-3 заменили имеющиеся сейчас в ВСУ бронетранспортеры советского производства.

В Киеве из-за проблем ВПК не очень печалятся. Власти не переживают и по поводу того, что около тысячи сотрудников ХКБМ перешли на двухдневную рабочую неделю и не сегодня-завтра останутся без работы. Безработица — это мелочи, а что касается техники, то в Незалежной уповают на поставки благодетелей. Все это, естественно, на руку западным корпорациям, которые делают миллиардные выручки на таких глупцах, как киевские политики.

Украинский президент Владимир Зеленский, например, уже подсуетился, съездил в июле в Канаду, где договорился с местным премьером Джастином Трюдо о возможных поставках оружия на Украину, в том числе и бронетехники. «Канада — настоящий друг Украины», — вещал по этому поводу благодарный Зеленский.

Действительно, Оттаве, равно как и Вашингтону, удобно «дружить» с киевскими властями, которые ради благодетелей уже давно продали родную мать. А уж за подачку в 35 американских Хаммеров, которые весной прибыли из США в порт Одессы, чтобы «крушить» Донбасс, могут расстаться и с исподним.

Примечательно, что на фоне целенаправленного разорения военно-промышленного комплекса Украины, местные политики с пеной у рта доказывают, что нужно его возрождать. Как утверждает министр обороны Украины Степан Полторак, мощную оборону за счет партнеров создать не удастся, Киеву необходимо развивать собственный ВПК. Не беда, что подобные лицемерные заявления ни вяжутся со срывом заказов и штрафом ХКБМ.

И только эксперты вздыхают о потерянных возможностях и разграбленном наследии СССР. Как известно, Украина, являясь второй по экономическому потенциалу и уровню развития промышленности советской республикой, в свое время располагала внушительным количеством предприятий и научных организаций ОПК (включая ХКБМ, которое играло ключевую роль в создании бронированных гусеничных машин Советского Союза). Что осталось в строю на сегодняшний день — можно пересчитать по пальцам. Как аккуратно заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк, военно-промышленный комплекс страны находится «в достаточно плохом состоянии» из-за того, что «в ВПК, оборонке были четко закрепленные частные интересы чиновников, сектор разваливался, то есть оборонка у нас разваливалась, не могла развиваться, не был создан достаточный уровень конкуренции». Данилюк, правда, не стал распространяться о том, что плачевному состоянию дел способствует отсутствие заказов. Да и откуда им взяться без государственного запроса, если украинские контракты с иностранными заказчиками по поставке техники и крупному ремонту регулярно оборачиваются скандалами и выполняются, как правило, с большими задержками по срокам и проблемами с качеством?

Источник