Город русского сердца
Анна Андреева

Город русского сердца

Паломничество к небесной покровительнице Кашина

15 октября — день памяти удивительной русской святой, оставившей значительный след в русской истории и занимающей особое место в истории Русской Церкви: преподобная и благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская дважды была прославлена Русской Православной Церковью в лике святых.

2019-й год как раз юбилейный — 110 лет со времени второго прославления преподобной. В связи с этим мы решили совершить паломничество в один из древнейших городов Тверской земли Кашин (первое упоминание о нем датируется 1238 годом), помолиться у мощей святой в день ее преставления.

Надо сказать, что мы в Кашине не первый раз, периодически туда приезжаем, нам очень нравится этот спокойный тихий зеленый городок на реке Кашинке. Будучи в дороге, вспоминали свой первый приезд сюда. Это было также в день памяти святой, но десять лет назад. В Вознесенском соборе у мощей пропели величание, поклонились и некоторое время каждый, стоя у раки, молился преподобной Анне. Это почему-то не понравилось женщине за свечным ящиком, она очень неприветливо и даже грубовато тогда к нам отнеслась. Выйти на настоятеля после этого не решились. Молебен все же отслужили, но рядом с собором. Помня этот неприятный эпизод, в этот раз игумен Кирилл, настоятель нашего храма, заранее получил благословение на служение молебна по древлеправославному чину — ради чего, собственно, мы и приехали — помолиться у святых мощей благоверной княгини Анны, испросить ее заступничества и покровительства.

С благочинным и настоятелем Вознесенского собора о. Димитрием Кунченко

После молебна осмотрели город. Кашин называют «городом русского сердца» — река Кашинка, изгибаясь и петляя по городу, образует точный силуэт сердца. Историй происхождения названия города несколько. В честь каши, например. Согласно легенде, гости, приезжавшие в город, ели кашу прямо на площади. А каша на Руси — это не просто еда, но обрядовое кушанье: крестины, свадьбы, поминки — на столе обязательно было это яство. Множество фразеологизмов существует в русском языке: «заварил кашу», «с ним каши не сваришь», «мало каши ел», «каши маслом не испортишь» и т.п. Кстати, название рек, на которых стоит город — Кашинка и Маслятка. До сих пор сохранилось более 80-ти рецептов «кашинских» каш.

Город Кашин

Вторая версия — по имени разбойника Каши, промышлявшего в этих краях. Третья, наиболее реальная версия, что название пошло от финно-угорского слова «кашина» (река, поросшая камышом). И действительно, реку Кашинку неоднократно пытались очистить от камыша, но ничего из этого не вышло.

Кашин— единственный в Тверской области город-курорт. Прямо в городе находится скважина с лечебной минеральной водой. Согласно преданию, из-под земли бьет источник, наполненный слезами самой Анны Кашинской. Несмотря на высокое положение в обществе, ее жизнь была полна страданий, княгиня пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука.

Княгиня Анна жила в сложный период средневековой Руси: во время Ордынского ига над Русской землей, в период борьбы за соперничество между Москвой и Тверью. Ее муж Великий князьМихаил Тверской был оклеветан перед ордынским ханом князем Юрием Московским и казнен.

Старший сын Димитрий получил ярлык на Великое княжение, но, встретив в Орде убийцу своего отца,в порыве гневазаколол его. Хан приказал казнить и Димитрия.

Ярлык на Великое княжение перешел второму сыну — князю Александру Тверскому. Вскоре после этого в Твери происходит восстание,и хан направляет карательный поход на Тверское княжество. Князь с семьей (у него было 8 детей) в течение десяти лет укрывается в Пскове. Потом получает прощение от хана, но когда с сыном приезжаетв Орду, их казнят там без всякого суда.

После этой трагедии Тверским княжеством правит третий сын Анны — Константин Михайлович. Из-за интриг родственников, князя вызывают в Орду, там он вскоре умирает.

Предположительно в 1319-м году княгиня Анна принимает постриг в Девичьем Афанасьевском монастыре Твери, именуемом в народе «Софийский» (в память о первой игуменье — сестре князя Михаила Софье Ярославне Тверской; ныне на этом месте находится Покровская церковь и вещевой рынок). Здесь Анна ведет строгую иноческую жизнь, следуя образцу всех монашеских житий. За несколько лет до своей кончины по просьбам сына Василия она решает уехать из Твери в Кашин.

Покровская церковь на месте Софийского монастыря в Твери

Преставилась благоверная княгиня Анна2 (15 по нов. ст.) октября 1368 г. Погребли ее под соборнойцерковью Успения Божией Матери. Но мытарства княгини после смерти не закончились.

Память о княгине Анне, как и всех князей тверских, подпавших под власть Москвы, спустя столетия угасла. И вдруг, в 1611-м году, больному пономарю Успенского собора явилась некая жена в схиме, которая назвала себя Анною и обещала ему исцеление, при этом с упреком вопросив, мол, доколе будете вы попирать меня ногами, ведь я молю о вас Бога и Богородицу и сохраняю вас от многих зол и напастей?

Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря всколыхнуло весь город. Люди вспомнили, как совсем недавно поляки грабили и жгли русские города, трижды подступали к Кашину, но особого вреда городу не причинили. Сильнейшие пожары вдруг быстро прекращались, не дав Кашину исчезнуть в пепелище.

Стали приводить гробницу, на которую до того клали шапки, садились на нее и т.п., в порядок. Народ повалил в собор, начали допытываться: кто же эта погребенная здесь схимонахиня Анна? Но лишь спустя сорок лет, в 1650-м году, в Кашин направили комиссию для освидетельствования мощей и 12 июня (25 июня по новому стилю) состоялось церковное прославление благоверной княгини Анны. Покрывало для мощей с изображением княгини с рукой, сложенной в двуперстном знамении, собственноручно вышила супруга государя царица Мария.

Но уже в 1677 году гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями, вскрыли для досмотра. Комиссия тщательнейшим образом искала поводы для того, чтобы уничтожить канонизацию святой. Это происходило в бытность Патриарха Иоакима, который не раз говорил: «Не знаю я ни старой веры, ни новой, но что начальницы велят — то и творю». При нем была введена смертная казнь за проповедь Старой Веры. Созвали Малый церковный собор, на котором постановили канонизацию благоверной княгини Анны упразднить, а тех, кто будет продолжать ее почитать — предать анафеме. Двуперстие на покрывале было закрыто фальшивой нашивкой, изображающей трёхперстие.

Каковы же истинные причины всего этого?

У мощей св. Анны Кашинской

Известный историк профессор Голубинский писал, что желая уничтожить авторитет свидетельства в пользу двоеперстия от святых мощей, патриарх Иоаким прибег к такой решительной мере, как объявить сами мощи как не мощи, и уничтожить канонизацию княгини Анны.

То есть все дело в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения. Сначала пальцы святой пытались складывать в троеперстие, но они снова принимали прежнее положение. Видя это чудо, люди говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного крестного знамения.

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны не только сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина, но и усиливалось. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Люди верили, что по молитвам святой город неоднократно был спасен от нескольких эпидемий чумы и холеры.

Жители Кашина несколько раз подавали прошения Синоду о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Все прошения осталисьбез внимания.

Только после Указа императора Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости» 1905 года, ситуация стала меняться и старообрядцы заговорили о том, чтобы получить мощи святой княгини Анны, поскольку ее святость не признаетсягосударственной Церковью.

Это послужило толчком для пересмотра произошедшего, и 11 апреля 1909 года Синод РПЦ восстановил почитание святой благоверной княгини Анны. К сожалению, истинные причины посмертного гонения на святую открыты не были и «вместо покаянного дара св. княгине принесено явно недобросовестное оправдание».

Старообрядцы просили частицу мощей святой Анны для Рогожских храмов, но единственное, чего смогли добиться — это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе св. благоверной княгини. Всем присутствующим открылось двуперстие, вышитое царицей Марией.

Покров на гробницу святой, вышитый руками жён царствующего дома Романовых

Старообрядцы торжественно праздновали прославление. В честь благоверной княгини в селеКузнецыБогородского уезда Московской губернии в 1909-м году был освящен первый на Руси храм во имя св. Анны Кашинской.Есть намерения освятить в честь святой древлеправославный храм в Твери.

На Соборной площади Кашина, на территории бывшего старинного Кремля, перед Воскресенским собором в 2009 году был открыт памятник святой благоверной княгине Анне.

Воскресенский кафедральный собор, в котором изначально почивали мощи святой, многое претерпел: был разрушен 9-метровый иконостас 15-го века (предположительно рублевский), сняты колокола, вывезены мощи святой Анны в 1930-м году. Был там и склад, и дом культуры, и музей. Только в 2009 году его вернули верующим и начали реставрацию.

Вознесенский кафедральный собор г. Кашина (РПЦ). В этом храме ныне пребывают мощи святой Анны

Привлекла внимание находящаяся на возвышенности необыкновенной красоты и величия церковь, к сожалению, без крестов на куполах, всей своей необычной архитектурой устремленная вверх, словно готовая оторваться от земли ввысь, горе́.

Входо-Иерусалимский храм. Оказалось, что в нем с 1918 года расположился уникальный краеведческий музей. Это спасло церковь от уничтожения. В сам музей мы не зашли, но нам рассказали, что в нем можно наблюдать культуру быта Кашина в течение нескольких столетий, попадая из крестьянской избы 16 века в купеческий дом, а затем в дворянское поместье 19-20 вв.

Проезжали «Гостиный двор», существующий с 16 века, достроенный в 19-м. Эти невысокие двухэтажные здания придают городу особый колорит старины и до сих пор используются по назначению — здесь идет городская торговля.

Входо-Иерусалимская церковь

Побывали на всенощном бдении в Николаевском Клобуковом женском монастыре. Святитель Иоанн Новгородский, летевший в Иерусалим верхом на бесе, случайно уронил с головы свой монашеский клобук, который упал на правом берегу Кашинки. На этом месте и основали монастырь, изначально бывший мужским. Войдя в храм, сразу обращает на себя внимание небольшая деревянная избушка — копия кельи преподобного Макария Калязинского. Разрешается войти внутрь, глубоко склонившись в проеме низкой дверцы, помолиться у иконы преподобного. В храме находится рака, в которой почивали мощи святой Анны Кашинской при второй канонизации.

Николаевский Клобуков монастырь

Мне вспомнилось, как в один из приездов в Кашин в июне, на память святой покровительницы города (и моей небесной покровительницы тоже), мы участвовали в торжественном богослужении; как молились у осыпанной цветами раки святой княгини Анны, и весь храм был устлан лепестками пионов; как шли огромной рекой крестного хода вокруг города с песньми и хвалениями — впереди на носилках несли раку с мощами святой Анны, далее хоругви, иконы; как седовласый епископ окроплял всех и вся — весь город — святой водой с молебна, радостно приветствуя при этом народ и люди так же радостно ему отвечали; как всем миром проходили под мощами, вернувшись в Вознесенский собор… Воистину это был всегородской праздник! Каждый житель знает этот день, и независимо от того, какой он веры, почитает святую Анну.

Келья прп. Макария Калязинского в Клобуковом монастыре

К сожалению, время поджимало, осенью темнеет рано. Многое не успели посмотреть, но пора было отправляться обратно. Со светлым чувством будем вспоминать это паломничество, надеюсь, что не последнее — обязательно будем стараться приехать сюда летом, в благоухающий цветущими пионами Кашин, на «июньскую» Анну Кашинскую.

Святая благоверная княгиня инокиня Анно, моли Бога о нас!

Андреева Анна,

руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке