Российский бюджет может пострадать от импорта

За три года российский импорт вырастет более чем в 2,6 раза, и дефицит текущего счета операций достигнет 116 млрд долларов. Таков прогноз J. P. Morgan Chase. Чтобы финансировать импорт, Центробанку в 2009 г. придется продать 72 млрд долларов золотовалютных резервов.


В 2006 г. у России был двойной профицит: сальдо текущего счета достигло 95,3 млрд долларов (9,7% ВВП), а капитального - 12,1 млрд долларов. Золотовалютные резервы ЦБ выросли на 104,1 млрд долларов.


Платежный баланс нынешнего года будет “самым конструктивным” за всю российскую историю, пишут аналитики J. P. Morgan Майкл Мэрес и Нина Чеботарева, укрепление рубля в большей мере поддерживается не текущим сальдо (52,8 млрд долларов), а притоком инвестиций и займов (88,2 млрд долларов).


Но вскоре баланс начнет стремительно ухудшаться, прогнозируют Мэрес и Чеботарева.


Основная причина - бурный рост товарного импорта из-за стремительного увеличения доходов населения и вложений в инфраструктуру. Одновременно замедляется рост экспорта, особенно сырьевого. За 2006-2009 гг. экспорт, по прогнозу Мэреса и Чеботаревой, вырастет примерно на четверть до 403,2 млрд долларов. Сверхвысокие налоги на экспорт нефти дают компаниям слабый стимул наращивать добычу: лучше оставить нефть в земле, чем отдать государству почти всю сверхприбыль, вдобавок госкомпании предпочитают расти за счет поглощений, а не увеличения добычи, говорится в докладе.



Импорт будет расти куда быстрее и за три года увеличится более чем в 2,6 раза до 435,8 млрд долларов (ежегодно - на 35-40%).


Аналитики J. P. Morgan предполагают, что сальдо торговли услугами почти не изменится, а сальдо инвестиционных доходов вырастет с 28,6 млрд долларов год назад до $64,8 млрд долларов в 2009 г. Российские компании и банки одалживают за границей все больше, поэтому будут расти и расходы на обслуживание долга.




Дефицит текущего счета достигнет в 2009 г. астрономических $116,4 млрд (6,8% ВВП), ожидают Мэрес и Чеботарева.


J. P. Morgan исходит из того, что в 2008-2009 гг. Urals будет стоить $55-58 за баррель; если она подорожает до $80 за баррель, дефицит не превысит 32,8 млрд долларов; если подешевеет до $45 за баррель, то дефицит достигнет 152 млрд долларов. ЦБ прогнозирует, что при цене нефти $52 за баррель дефицит текущего счета составит 17,7 млрд долларов.


Профицит капитального счета за эти годы вырастет с 12,1 млрд долларов до 44,4 млрд долларов. В 2009 г. Россия получит на 30 млрд долларов больше прямых иностранных инвестиций, чем сама инвестирует за границей (в 2006 г. - на 8,2 млрд долларов). Этот показатель мог быть и выше, но российские компании будут все больше инвестировать за границей, а участники рынка убедятся, что укрепление рубля - это не навсегда, говорится в докладе: в 2009 г. реальный эффективный курс упадет на 1%.


Притока инвестиций и кредитов не хватит для покрытия дефицита текущего счета, ЦБ придется продавать резервы, и в 2009 г. они снизятся на 72 млрд долларов (4,3% ВВП).


Прирост денежной массы замедлится с нынешних 50% до 30%, а ЦБ будет постепенно повышать процентные ставки, поскольку кредитование банков станет основным источником прироста денег, заключают авторы доклада.


Дефицит неизбежен, но мы движемся к нему не так быстро, полагает экономист ЦМАКП Олег Солнцев: ЦБ не будет финансировать импорт за счет продажи резервов в таком масштабе — он предпочтет опустить курс рубля. Если же ЦБ придется снижать резервы, портфельные инвесторы начнут выводить деньги из страны, курс рубля упадет и рост импорта замедлится, заключает Солнцев.


Импорт не будет бесконечно расти на 35-40% в год: чтобы не тратить резервы, ЦБ ослабит рубль, согласен главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков.



Масштабная распродажа резервов стимулировала бы массированный отток частного капитала из страны и финансировать импорт все равно было бы нечем, говорит экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.



Постепенное снижение текущего сальдо уже пару лет прогнозируют все экономисты, напоминает Цепляева. Близкую к консенсусу позицию аналитика клиентам слушать скучно, а яркая и экстремальная постановка вопроса запоминается, даже если она далека от действительности, резюмирует она.