Нужны ли чиновничьей России научные школы?

Нужны ли чиновничьей России научные школы?

Чиновничий беспредел по отношению к системе образования продолжается.

Кто знает что-либо об Удмурдском государственном университете? Я знаю об этом университете, и много лет. Знаю его потому, что в нем эти самые много лет работал профессором талантливый ученый и педагог Николай Николаевич Непейвода, написавший ряд прекрасных книг (по логике и программированию), воспитавший немало победителей и призеров программистских олимпиад всех уровней.

Несколько дней назад я получил от него кричащее письмо. В письме говорится буквально следующее: в Удмуртском государственном университете произошла смена руководства. Пришло целиком гуманитарное руководство и начало проводить оптимизацию университета. Оптимизация университета началась с нападения на сильнейший факультет: факультет информационных технологий. У факультета отобрали работу - его основную специальность «Прикладная математика и информатика», передав ее математическому факультету, где нет необходимых кадров, и куда абитуриенты попросту не пошли.

Решение ректората - абсолютно волюнтаристское. На протесты факультета новый проректор по науке озвучила только один аргумент, что, мол, она - представитель правящей партии, и она так решила, а потому так и должно быть.

Уверен, что проректор выполняла чью-то волю. Даже не верится, что, занимая такую ответственную должность, человек не смог оценить ни значение факультета информационных технологий в наступившем информационном веке, ни авторитет сложившейся на этом эффективно работавшем факультете научной школы.

Только одна бесценная монография Н.Н. Непейводы по прикладной логике оправдала бы существование Удмурдского государственного университета, не говоря о программистской школе профессора, сотнях талантливых учеников, прославивших российскую школу программирования и успешно работающих во всей стране и во многих странах мира.

То, что произошло в Удмурдском университете, похоже на весьма типичную ситуацию: высокая администрация региона ставит во главе университетов лояльных ей людей (а не имеющих собственное профессиональное мнение маститых ученых). Как правило, эти люди гуманитарии с кандидатскими степенями (читай партийные работники).

Далее проводится реорганизация университета, например, путем слияния двух университетов в один. Такая тактика ползучего чиновничьего наступления на образование, называемого также «реформированием» образования, позволяет чиновникам сэкономить часть регионального бюджета, идущего на поддержку местных университетов, и перебросить его на другие дела, а затем забрать под свои нужды освободившиеся учебные здания, расположенные, как правило, в городских центрах.

Сотрудники факультета написали письмо Министру, просят защитить их от произвола, сохранить уникальную научную школу. Весь факультет целиком ищет себе работу. Казахстан и Белоруссия готовы принять факультет. Интересно, а России нужна такая научная школа и такой факультет? Как защитить образование от чиновничьего произвола?

Кстати, установка политического контроля над университетами одной всепобеждающей партией ассоциируется с (принудительно-добровольной) политизацией силовых структур, имевшей место перед предыдущими выборами, и, вообще-то, напоминает не лучшие времена в истории страны.

Профессор МГУ им. Ломоносова В.А. Сухомлин