Петр Иванченко

В России будут сажать за критику властей

Ручные российские парламентарии открыли ящик Пандоры

4 июля на предпоследнем пленарном заседании перед каникулами Государственная Дума России рассмотрела во втором чтении поправки в ряд законов, ужесточающие борьбу с экстремизмом. Напомним, что работа над данным документом почти сразу приобрела оттенки скандала. Законопроект вызвал столь бурное недовольство общественности, что его обсуждение депутатами дважды переносилось. В результате неоднозначный документ был переписан на 80%, как утверждал один из его инициаторов "единоросс" Михаил Емельянов. Примечательно, что помимо возражений общественности, претензии к законопроекту предъявляло даже правительство. Так, в частности, было сочтено излишним дополнять Кодекс об административных правонарушениях статьей "Производство и распространение экстремистских материалов", поскольку в Уголовном кодексе уже есть схожие статьи - "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" и "Возбуждение ненависти, либо вражды". А Верховный суд не согласился с предложением авторов законопроекта установить за распространение экстремистских материалов штраф в 3 тысячи рублей, поскольку максимальный штраф за административные правонарушения по закону составляет 2,5 тысячи. Депутаты учли эти замечания, кроме того, решили наказывать только за призывы к совершению тяжких и особо тяжких преступлений.

Законопроект изначально увеличивал наказание за преступление, совершенное по мотивам национальной, религиозной или социальной ненависти. Так, за массовые беспорядки верхний предел ответственности повышался с 8 лет лишения свободы до 12, за хулиганство - с 7 до 8, за надругательство над памятниками - с 5 до 8. Однако ко второму чтению норма об увеличении сроков за массовые беспорядки, к которым, при желании можно отнести участие в любых акциях уличного протеста, из поправок исчезла. Как и другая спорная статья - "Публичное оправдание экстремизма", которая, по мнению экспертов могла раз и навсегда покончить со свободой слова в нашей стране. Несмотря на такое «смягчение» документ продолжает вызывать категорические возражения общественности.

Так, по словам депутата фракции "Справедливая Россия" Геннадия Гудкова, закон снимает практически все ограничения с прослушки. "Теперь можно будет прослушивать подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, коих большинство в Уголовном кодексе. И не только их, а еще и людей, которые могут дать сведения по этим делам, например друга или партнера подозреваемого банкира. Появилось такое понятие, как "разжигание розни к отдельно взятой социальной группе". То есть, если я сказал публично "козлы, проклятые чиновники, замотали, пьют кровь из народных жил", - все, меня могут сажать на срок до 7 лет, потому что чиновники - это отдельная социальная группа, - сказал Гудков. - Будут списки экстремистской литературы. Это напоминает списки идейно вредной литературы, которые составляли в ЦК КПСС для недостаточно образованных сотрудников КГБ".

Вполне можно предположить, что под действие этого закона могут попасть даже некоторые книги Священного Писания, в которых при желании можно усмотреть рознь к богатым, или даже к представителям неких религиозных групп – например к фарисеям. Строго говоря, логика государственных мужей, готовящих этот законопроект понятна. Сегодня ряд зарубежных государств и наднациональных структур ведут против нашего государства тайную войну, готовят оранжевую революцию, стремятся свести навсегда нашу страну с международной арены, уничтожить ее. И в такой ситуации совершенно необходимо дать государству оружие для самозащиты. Но…

Следует учесть, что, приняв данный документ, депутаты открыли ящик Пандоры, поскольку он дает безграничную возможность, особенно учитывая крайне размытую формулировку понятия «экстремизм», для репрессий против практически любых неугодных групп. 58-ю статью мы уже проходили. Причем, тогда она все же являлась инструментом людей, занятых строительством сверхдержавы. А сегодня это оружие может оказаться в руках коррумпированных чиновников, компрадоров и даже изменников. И, следовательно, превратиться из (пусть страшного, но эффективного) средства строительства и охраны государства, в инструмент его разрушения.

Между прочим, по мнению специалистов роль диссидентов и так называемых правозащитников в разрушении Советского Союза ничтожна. Вся их деятельность была направлена на то, чтобы отвлечь внимание (осуществить прикрытие) от реальной работы агентов влияния в партийном аппарате и в спецслужбах. Как бы то ни было, но и сегодня наше государство обладает средствами для пресечения подрывной деятельности иностранных спецслужб и их наемников. Не хватает только политической воли. Как нетрудно заметить, те, кто разрушал СССР, а затем и Россию, безнаказанно продолжают свою деятельность и при нынешнем «полицейском режиме» (как его называют либералы). Многие из них обосновались в Госдуме, в Общественной Палате, в центральных СМИ. И можно биться об заклад, что новый законопроект, буде он принят, нисколько не осложнит им жизнь. О клоунах же из числа «лимоновцев», разговора, понятное дело, нет.

Правда, существует очень большое опасение что под действие нового «законопроекта» попадут отнюдь не враги государства, а совсем наоборот – те, кто является его опорой: деятели русского национального возрождения, и представители подлинного (не нанятого «из-за бугра»), конструктивного гражданского общества. Интуиция и опыт подсказывают, что наибольшие шансы попасть в разряд «экстремистов» имеют отнюдь не «координаторы» из НПО, а люди, вышедшие протестовать против закрытия детского сада, уничтожения парка или против парада половых извращенцев.

Законопроект также накладывает существенные ограничения на работу средств массовой информации. Если какая-либо организация будет признана решением суда экстремистской, то журналисты будут вынуждены сообщать об этом каждый раз при ее упоминании.