Татары идут за Христом
Максим Изотов

Татары идут за Христом

Татары – второй по численности народ Российской Федерации после русских, и представить современную Россию без татар невозможно так же, как невозможно её представить без русских.

Татары – двухконфессиональный народ. 20-30% татар – православные христиане, и именно татарское Православие помогает нам расстаться с укоренившимися стереотипами о татарах и исламе. Самый распространённый стереотип – это убеждённость в том, что все татары исповедуют ислам. Православные татары опровергают это своим существованием.

Второй стереотип – восприятие некоторых имён и выражений, принятых в исламской культуре, как исключительно мусульманских. Например, Ахмед или Абу. Скажи любому русскому: «Вот этого человека зовут Ахмед/Абу», и русский подумает: «Видать, мусульманин». И вспомнит, что эти имена распространены на Кавказе.

Для татар же Ахмед, Омир (Амир) и Абу – вполне христианские имена, имена трёх христианских святых - Ахмеда Калфы, Омира Иерусалимского и Абу Тбилисского. Первые двое были турками, третий иракским арабом, все приняли мученическую смерть за Христа. Для татар св. Ахмед, Омир и Абу – свидетельство духовного мужества бывших мусульман, доверившихся Христу.

Есть икона Курултай (Собор) татарских святых. Некоторые из 17 татарских святых, изображённых на этой иконе, имеют «мусульманский» облик («мусульманский» в нашем бытовом понимании, поэтому это слово взято в кавычки). Их головные уборы похожи на тюбетейки.

Третий стереотип – восприятие стилизованных под арабскую вязь букв славянского алфавита как намёк на исламскую культуру. Вывеска информационного ресурса «Православные татары» оформлена как раз под арабскую вязь, но это не об исламе, а о том, что этот шрифт, свойственный восточным культурам, вполне может соотноситься с христианством.

В храмах по всей России несут священническое служение десятки православных татар. А ещё - священники, чтецы и иконописцы башкиры, узбеки, балкарцы. Принятие мусульманами Православия – пусть не бурная, но стабильная тенденция. Есть православные дагестанцы, казахи, туркмены, таджики.

В Свято-Никольском храме Ашхабада алтарник – туркмен, один из священников – туркмен наполовину. В статье М. Васильевой «Ашхабадская икона Божией Матери «Услышательница» цитируются слова одного местного иконописца о туркменах: «Крестятся целыми семьями. Потом приходят, причащаются. Посты соблюдают. Читают духовную литературу и такими знатоками становятся!».

Четвёртый стереотип – татарская национальная культура может развиваться только в лоне ислама. Это далеко не так! В Москве, не говоря о Татарстане, в некоторых храмах богослужение ведётся на татарском языке. Причём в Москве, в храме Илии Пророка на Ильинке православная татарская община делает это ради сохранения татарского языка.

В День народного единства 4 ноября в московском храме ап. Фомы на Кантемировской состоялся молебен на русском и татарском о духовном единстве двух народов. Не о поглощении татар русскими, а об их духовном единстве!

Приобщаясь к христианским молитвам по-татарски, православные татары вдали от родины слышат родную речь. А вот в мечетях вдали от Татарстана молятся по-русски и иногда по-арабски. Здесь татарин быстрее забудет татарскую речь, чем в православном храме! Признаем, что таких храмов мало, нужно больше. Более того, православное священничество считает, что у татар должна быть возможность креститься под татарскими именами и с сохранением элементов татарской национальной культуры. То есть, Православная церковь печётся о сбережении татар как татар, а татарской культуры как татарской культуры!

Пятый стереотип – приписывание татарскому шамаилю исключительно исламского наполнения. Шамаиль – традиционное татарское декоративно-прикладное искусство, религиозная живопись на стекле, холсте и проч. Некоторая часть мусульманского татарского общества недовольна использованием православных мотивов в шамаиле, но неужели татары-христиане, а это, напомним, 20-30% всех татар, не имеют право на своё же национальное искусство?

Шестой стереотип: Аллах акбар – это об исламе. Отнюдь нет. Аллах – означает «Господь». Св. Абу славил Аллаха, понимая под ним Господа Бога, даровавшего нам Священное Писание и пославшего Сына Своего Иисуса Христа во спасение всего человечества.