Российские компании идут в Африку

Первый роман с Африкой у Москвы начался в 1960-е годы и достиг своего апогея в начале 1980-х. Тогда СССР в обмен на антиамериканский курс был готов помочь всем - от строительства заводов до военной помощи. Символы того первого африканского романа - Асуанская плотина на Ниле и сотни тысяч африканцев с советскими дипломами.


Низкие мировые цены на сырье, опустошительные засухи, кровавые войны и коррупция закрепили за Африкой прозвище "потерянного континента".


Как сообщает ВВС, в начале 2000-х годов ситуация начала меняться. Российские компании, вслед за западными, пошли в Африку, и не только с оружием на продажу."В последние годы африканская площадка стала очень видна в России. Трудно найти африканскую страну, с которой не пытались бы сотрудничать российские компании. Это даже напоминает экспансию, хоть это и не совсем так", - объяснила ВВС главный редактор журнала "Новая Африка" Анна Бражкина.


По приблизительным оценкам, инвестиции лишь четырех компаний - "Русала", "Норникеля", "Алросы" и "Реновы" - в Тропическую Африку составляют около 5 млрд долларов. Кроме них, активны "Евраз", ЛУКойл, несколько банков.


Именно российские сырьевые компании наиболее активны в Африке. Это и понятно, если учесть, что на сырьевых рынках российские компании и так занимают ведущие позиции. В Африке им приходится сталкиваться с жесткой и постоянно растущей конкуренцией.


"Активны все добывающие компании, - рассказал Марк Бузук, руководитель африканских проектов группы компаний "Ренова". - Достаточно много так называемых "джуниоров", которые создаются группами бывших топ-менеджеров. Они ищут деньги на рынке, совершенно не обращая внимания на национальность этих денег. Активны и традиционные игроки - "мейджоры", у них хороший опыт. Просыпаются русские. Китайцы, безусловно, очень активны, многим интересуются, многое делают".


"Ренова" - один из наиболее активных российских игроков в Африке. Ее главный африканский проект - развитие месторождения марганца в пустыне Калахари. Главу "Реновы" Виктора Вексельберга, входящего в Международный инвестиционный совет Южной Африки, тамошние журналисты называют "мистер Южная Африка в России".


Пока, по словам Анны Бражкиной, российские компании в Африке в основном занимаются полезными ископаемыми, а не вкладывают в инфраструктуру. Но это, судя по всему, может измениться.


Среди активных в Африке российских компаний - "Русал", крупнейший в России и второй в мире производитель алюминия. Он остается в Африке, создавая там замкнутый цикл производства, несмотря на похищение его сотрудников в Нигерии.Производство алюминия, как и многие другие проекты иностранцев в Африке, чрезвычайно энергоемки. Но там 92% сельского населения, и 42% городского не имеют доступа к бесперебойным поставкам энергии.


Россия накануне саммита "Большой восьмерки" в Германии обсуждала вопрос африканской энергетики с ЮНЕСКО.

"Когда все станет в порядке с энергетикой, вслед пойдут телекоммуникации и другие проекты, включая и добычу полезных ископаемых - обещает Игорь Юргенс, председатель совета директоров банка "Ренессанс-Капитал", в прошлом - вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. - Россия вряд ли возьмется за мега-проекты, вроде Асуанской плотины, но ее опыт в ядерной энергетике может оказаться очень полезным. Помогая Африке мы помогаем и себе".


Идут в Африку и российские банки. ВТБ открыл в Анголе банк, первый в стране с доминированием иностранного капитала. А "Ренессанс Капитал" уже владеет 25% одного из самых развитых нигерийских банков Ecobank, который имеет отделения в 11 африканских странах и всячески поддерживает идею создания единой западно-африканcкой валюты эко. "Ренессанс" активно продвигает в России идею инвестирования в Африку, и даже запускает ориентированный на нее инвестиционный фонд. Сегодня инвесторов от Африки отпугивают риски - эпидемии, коррупция, войны. Но им приходиться привыкать к тому, что все эти проблемы в ближайшем будущем не исчезнут.


Марк Бузук полагает, что слухи о коррупции в Африке сильно преувеличены. Но многие аналитики считают, что непрозрачность африканского бизнеса зачастую помогает компаниям из тех стран, где за дачу взяток иностранцам закон не карает.


"СССР был очень важным игроком в Африке. Советский Союз делал акцент на гигантских индустриальных проектах и на помощи развивающимся странам в борьбе с империализмом, но в процессе мы построили широкую сеть - например, многие африканские лидеры закончили советские ВУЗы", - напоминает Игорь Юргенс.


Анна Бражкина считает, что старая дружба не поможет: "Российские компании крайне мало знают об Африке и придают слишком много значения старым связям и дружбам".


Как говорит Игорь Юргенс, "Африка сейчас проходит очень важный период своей истории. И она становится полем соперничества мировых держав, стремящихся заработать там денег".


Судя по активности российских компаний, Россия в стороне от новой "большой игры" оставаться не хочет. Африка достаточно богата, чтобы хватило и на Россию, если ее компании поймут, что лишь ресурсными проектами и продажей вооружения дело ограничиваться не должно.