Правила игры в ТЭК России становятся понятней

Президент России Владимир Путин высказал свое отношение к соглашениям о разделе продукции. Комментируя журналистам стран «большой восьмерки» ситуацию вокруг «Сахалина-2» и вхождение в проект «Газпрома», Путин назвал СРП с иностранными компаниями «колониальным договором, не имеющим абсолютно ничего общего с интересами России».

«Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль», - цитирует Путина «Интерфакс».

По мнению экспертов, когда в 90-е правительство заключало соглашения о разделе продукции с иностранными компаниями, желающими разрабатывать крупные месторождения, у России просто не было денег на то, чтобы разрабатывать их самостоятельно. Теперь деньги есть, и «Газпром», а также «Роснефть» могли бы разделить лакомые кусочки российских недр по тематической или любой другой схеме. Кстати, в конце прошлого года уже шли разговоры о том, чтобы передать госкомпаниям разработку российского шельфа.

Апофеозом отхода от СРП стали вхождение в проект «Сахалин-2» «Газпрома» и объявление последнего о том, что крупнейшее Штокмановское газоконденсатное месторождение на шельфе Баренцева моря он будет разрабатывать в одиночку.

Со Штокманом, на самом деле, не все так очевидно. Дело в том, что у России все же недостаточно опыта, чтобы производить такие глубоководные работы, которые будут необходимы на этом шельфе, считают эксперты. По словам самого Путина, «Газпром» вовсе не имел в виду, что на месторождении не будет консорциума. Монополия лишь объявила о том, что не будет другого недропользователя–собственника. «Это не значит, что "Газпром" не намерен прибегнуть к совместной работе с иностранными партнерами, скажем, по добыче», - считает президент.

Однако по проектам, которые ведутся в России на условиях СРП, нынешняя позиция России более предсказуема. Достаточно посмотреть на «Сахалин-2», с которого и начиналась история СРП в России, и в котором после обвинений Росприродназдора иностранцам теперь принадлежит лишь 27%. Президент России назвал вхождение «Газпрома» в «Сахалин-2» «хорошим примером сотрудничества» и спасение для проекта «когда возникли экологические проблемы и замаячила угроза штрафов».

«Газпром» не просто пришел под нашим давлением и что-то отнял, он заплатил огромные деньги за вхождение в проект - 8 млрд долларов», - заявил Путин.

Кроме «Сахалина-2» в истории развития СРП в России есть еще нефтегазовый «Сахалин-1» на северо-восточном шельфе острова. В этом проекте уже участвует «Роснефть», которая, возможно, просто будет наращивать свою долю.

Последнее соглашение СРП в России относится к Харьягинскому нефтегазовому месторождению в Ненецком автономном округе, оператором которого является французская Total. Владельцев лицензии на Харьягу давно обвиняют в том же в чем сейчас владельцев Ковыкты – в неисполнении лицензионного соглашения по объемам добычи. Между тем, проблема в том, что если компании собираются хоть как-то приблизиться к запланированным объемам добычи, то им придется сжигать добытое. Ведь доступа к адекватной по объему добычи трубе у них просто нет.

По данным Минприроды, из добываемых в России 55-60 млрд кубометров попутного нефтяного газа на переработку направляется лишь 26%, а 30% попросту сжигается. Причем за сжигание кубометра ПНГ компании платят 2 коп. штрафа, а бюджет теряет около 13,5 млрд долларов. И, кстати, наибольшие претензии в этом плане у МПР именно к Total на Харьягинском месторождении, где только за февраль 2007 г. было сожжено свыше 10 млн кубометров газа, а в целом до 76% всего добываемого ПНГ.

В своем выступлении перед СМИ президент России дал оценку возможному отзыву лицензии на Ковыкту у подконтрольной ТНК-ВР «РУСИА Петролеум». Разработчики месторождения в своих проблемах с Росприроднадзором виноваты сами, считает Путин. Комиссия Роснедр в пятницу рассмотрела вопрос о лицензии «РУСИА Петролеум» на этот проект и решила отложить оглашение своей резолюции на две недели.

«Ясно, что Министерство природных ресурсов ставит вопрос об отзыве лицензии. Хотя, как вы видите, пока ведутся переговоры, и я не знаю, чем это закончится, - прокомментировал Путин. Я говорю сознательно "акционеры компании", потому что, если говорить о самой компании ВР, а не только о российской части того акционерного общества, которое собиралось разрабатывать Ковыктинское месторождение, то ее запасы в мире прирастают главным образом или в значительной степени за счет России», - цитирует Путина ПРАЙМ-ТАСС.

Между тем, по словам Путина, возможный отзыв лицензии на Ковыктинское месторождение никак не связан с участием в проекте иностранной компании - британской BP. О «Газпроме» в связи с Ковыктой президент не упомянул.

Аналитики считают, что ситуация с Ковыктой будет развиваться по примеру «Сахлина-2» из-за желания «Газпрома» войти в проект. Financial Times пишет, что эта плохая новость для ТНК-ВР, - знак прогресса для России, поскольку правила игры ТЭК в этой стране становятся хотя бы понятны и предсказуемы. «Иностранные компании смогут иметь до 49% акций важных энергетических проектов. Компании, обладающие высокой долей, должны будут продать часть своих акций "Газпрому" или "Роснефти", то есть одному из государственных гигантов», - считает издание.

Однако «Газпром» отрицает, что желает получить Ковыкту. «Мы не видим Ковыкту в числе своих приоритетов. Маркетинговые возможности для газа Ковыктинского месторождения пока не определены, а технологические риски достаточно высоки», - заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Он также подчеркнул, что вопросы, связанные с выполнением лицензионного соглашения оператором проекта – «РУСИА Петролеум», не имеют отношения к газовому холдингу, а все упреки, что «Газпром» не создает необходимых условий для работы этого месторождения, несостоятельны, сообщает Радио Свобода.