Эрдоган сохраняет Casus belli
Петр Иванченко

Эрдоган сохраняет Casus belli

Недовольные сложившейся ситуацией турки готовят реванш

Одним из самых важных моментов московской встречи, по мнению турецкого президента, стало сохранение наблюдательных постов ВС Турции на территории сирийской провинции Идлиб. Это обстоятельство Реджеп Тайип Эрдоган выделил особо, отметив, что статус турецких форпостов останется неизменным.

«Вы знаете, что в Идлибе у нас есть 12 наблюдательных пунктов. Конечно, эти точки очень важны для нас. Все они будут сохранены. На данный момент изменений нет», - рассказал Эрдоган турецким журналистам на пути из Москвы в Анкару, отметив, что об этом он особо договорился с президентом России Владимиром Путиным.

Необходимо отметить, что практически все эти посты в настоящий момент расположены на территориях, над которыми восстановлен контроль сирийского государства. И находящиеся на них 2000 турецких военнослужащих в настоящий момент фактически заблокированы подразделениями САА и союзными Дамаску силами.

Москва отчетливо дала понять, что отвода сирийских войск не последует, и Анкаре придется принять статус-кво, сложившееся на 5 марта.

До недавнего момента посты выполняли роль «живого щита» для банд террористов, но после того, как территории вокруг них были освобождены, их дальнейшее присутствие теряет, на первый взгляд, смысл. Тем более, что их снабжение теперь будет зависеть от России, чья военная полиция будет проводить колонны для их снабжения всем необходимым.

В такой ситуации, казалось бы, разумным решением был бы отвод личного состава на новые рубежи. Тем паче, что Владимир Путин несколько подсластил пилюлю Эрдогану, согласившись на создание так называемого коридора безопасности глубиной до 6 км в северной части автомобильной дороги М4 и за пределами Идлиба. Речь идет о магистрали, которая идёт от Алеппо через весь север САР в сторону восточных границ страны. Как сообщают турецкие СМИ: «Обеспечивать безопасность будут совместные турецко-российские военные патрули к востоку от Евфрата».

Однако Эрдоган, решил все же сохранять изолированные от основных сил посты (а на деле — укрепрайоны), причем, особо отметил, что Анкара готова в любой момент пресечь попытки сторонников Асада нарушить режим прекращения огня в Идлибской зоне деэскалации.

Между тем, сам факт нахождения турецких военных на подконтрольной Дамаску территории многократно повышает риски нарушения перемирия. Тем более, что не все силы антитеррористического альянса одинаково дисциплинированы, и некоторые из них очень легко спровоцировать. В свете этого вооруженные инциденты с турецкими постами, скорее всего, лишь вопрос времени.

Разумеется, все это турецкий глава прекрасно понимает, и его стремление сохранить посты на прежнем месте — это не просто упрямство и отказ принимать изменившуюся реальность. Это желание иметь возможность моментального создания повода для новой агрессии. Этакий законсервированный «казус белли».

Московский саммит зафиксировал сокращение территории, подконтрольной туркам, и это не может нравиться Эрдогану. И теперь он, скорее всего, будет ждать подходящего момента, чтобы попытаться отыграть все назад — такого, когда Россия не сможет оказать столь жесткого давления на Анкару, как в этот раз. И судя по тому, что турецкий лидер затеял довольно затратную и рискованную игру с постами, он надеется, что подходящий момент для возобновления экспансии последует скоро.