Зеленский и коронавирус нацизма
Борис Джерелиевский

Зеленский и коронавирус нацизма

Поможет ли пандемия комику-президенту перехватить инициативу у нацистов

Комментируя нападение националистов на члена СНБО Сергея Сивохо, многие аналитики отметили, что это не только прямой вызов Зеленскому, но и момент истины, испытание его власти не то что на прочность, но и на элементарную дееспособность.

Таких «экзаменов» для клоуна-президента и его режима за последние дни последовало немало. Здесь и нападение на депутата Наталью Королевскую, и попытка срыва выездной сессии «Оппозиционной платформы» в Одессе, и акция радикалов на посольство РФ в Киеве.

Все эти «экзамены» украинский глава провалил с треском, показав, что монополия на насилие украинской державой утрачена полностью и безвозвратно. Нынешний режим снова показал свое абсолютное бессилие и беспомощность перед кучкой нацистов. Причем, ситуация еще хуже чем у предшественников комика. Так, у первой постмайданной «влады» хватило духа, чтобы «исполнить» совсем потерявшего берега Александра Музычко. Затем Порошенко все же санкционировал зачистку «отморозков» из спецроты «Торнадо», а также сумел частью расформировать, частью интегрировать в систему силовых ведомств большинство «диких» карбатов.

То есть, какое-никакое, но подобие власти на Украине все же присутствовало. Но теперь с этим, похоже, покончено. Националисты могут безнаказанно «наезжать» на кого-угодно, в том числе и на личных друзей главы государства, диктовать свою волю власти, угрожать, ставить ультиматумы и добиваться их выполнения.

Это, помимо всего прочего, привело к тому, что кредит народного доверия, полученный Зеленским, полностью обнулен. Тот, в ком люди видели надежду на обуздание нацистов и бандитской вольницы, спасовал перед ними, и фактически проявил готовность действовать в соответствии с требованиями агрессивного меньшинства.

Народ, как известно, разочарований и обманутых надежд не прощает. И Зеленский очень быстро превратился из народного любимца и подающего надежды молодого и динамичного политика в презираемого и ненавидимого неудачника.

Короче говоря, с Зеленским все ясно. Но ряд украинских наблюдателей убеждены, что главным субъектом украинской политики и ее «серым кардиналом» является министр внутренних дел Арсен Аваков, который помимо полиции и нацгвардии контролирует большинство неонацистских группировок, осуществляя с их помощью давление на Зеленского.

Версия выглядит убедительной, тем более, что связи шефа МВД и неонацистов очевидны. Но связи не всегда означают подчиненность и контроль.

Аваков, надо признать, явно не тянет на «темного демиурга», действующего «обеими руками», где «правая» — МВД, а «левая» — неонацистские бандформирования. Во-первых, их действия не кажется согласованными. Во-вторых, нацисты не дополняют официальные репрессивные структуры (как тонтон-макуты охранку «Папы-Дока» Дювалье), а выглядят самостоятельной, более грозной и эффективной силой, чем полиция и НГ.

Думается, что если бы Аваков имел бы настоящий контроль над нацистами, он бы не допустил их соперничества с МВД, в котором, радикалы, явно выигрывают. Все это наводит на мысль, что «серый кардинал» является не хозяином, а партнером «нациков». Причем, это не обязательно старший партнер. И ответ на вопрос, кто же кого контролирует, и контролирует ли вообще, не так очевиден, как полагают украинские политэксперты.

Впрочем, не стоит полагать, что неонацистские группировки на Украине представляют из себя консолидированную силу, имеющую единый центр управления. Скорее, они напоминают «вольные роты» позднего Средневековья, а «фюреры» нацистских группировок выполняют роль «кондотьеров», которые не только работают по заказу, но и пытаются удовлетворить собственные политические и экономические амбиции. В некоторых случаях нацистские банды объединяют усилия для достижения общей цели, иногда действуют друг против друга.

В любом случае их влияние в стране растет, чему способствует бесхребетность и трусость Зеленского. Кроме того, велика опасность того, что и официальные украинские силовики, пока что сдерживаемые дисциплиной, глядя на успехи нацистских группировок, тоже начнут уходить в «свободное плавание». А это произойдет непременно, поскольку шансы на то, что Киев сумеет обуздать нацистскую вольницу, близки к нулю.

После этого даже с остатками государственности на Украине будет покончено. И, что самое неприятное, на развалинах этой страны не будет ни единого центра, способного осуществлять контроль ее территории, с которым можно было бы о чем-то договариваться. То есть, порядок наводить придется с нуля, и преимущественно внешними силами.

Впрочем, судя по обращению Зеленского к народу, он, используя пандемию короновируса, намерен попытаться переломить ситуацию и установить контроль над страной. В стране фактически вводится ЧП, работать будут только почта, банки, продуктовые магазины и аптеки. Массовые собрания и митинги запрещены.

Зеленский пообещал действовать «жестко, неотложно, возможно — непопулярно». При этом, ВРУ на карантин не закрывается.

«Особенно важна работа сейчас Верховной Рады Украины. По моему мнению, изменение плана работы Верховной Рады недопустимо. Сейчас, в ситуации мировой пандемии и угрозы глобального финансового кризиса, парламент Украины должен принимать жизненно важные для экономики законы, внедрять налоговую, земельную, трудовую реформы, назначить министров экономики и энергетики, Генерального прокурора Украины.

Быстрые реформы — это скорая помощь для экономики. Без них — экономическая кома. И это не вопрос. Это ответ. В такие времена все народные депутаты должны осознать ответственность. В такие времена вы блокируете не трибуну – вы блокируете жизнь Украины», – заявил Зеленский.

Таким образом он намерен максимально использовать ситуацию для продвижения крайне непопулярных реформ, диктуемых МВФ, по открытию рынка земли и новому Трудовому кодексу, нарушающему базовые права украинцев.

Но сумеет ли нынешний глава использовать благоприятную для него ситуацию, большой вопрос. Хотя предлог для жестких мер налицо, но для их проведения нужны твердость и решительность.