Наступает время исповедничества
Борис Джерелиевский

Наступает время исповедничества

Воинствующие безбожники пошли на решительный штурм

Президент США Дональд Трамп выступил в роли вопиющего камня, заявив, что способы противодействия эпидемии не должны приводить к последствиям более страшным, чем сама эпидемия. И с этим не поспоришь — карантинные меры, принимаемые в ряде стран, способны нанести человечеству непоправимый ущерб. Речь идет не об экономическом кризисе, который, по мнению экспертов, станет одним из результатов пандемии. «Цивилизованный мир», похоже задался целью впервые с времен Диоклетиана и Галерия закрыть христианские храмы и прекратить принесение Бескровной Жертвы, то есть, совершить эвтаназию человечества.

Католики уже закрыли костелы для прихожан и совершают «онлайн-мессы». Но нечто подобное происходит и в православных странах! И если в Сербии, например, духовенство и прихожане соблюдают во время богослужений все карантинные требования — верующие перед храмом и вокруг него стоят на установленном нормами ВОЗ расстоянии друг от друга, в храме находится не более 5 человек, то в православной Греции арестован митрополит Серафим, посмевший, несмотря на запрет, служить литургию.

Стоит ли говорить, что короновирус активизировал и отечественных богоборцев, многочисленных и весьма агрессивных в последнее время. Все они вдруг необычайно озаботились здоровьем «темных» верующих и их родственников, которое, якобы, под угрозой из-за посещения храмов.

Расчет их верен — панические настроения, охватившие общество, очень легко превратить вначале в агрессию, которую затем можно направить в нужное русло. Чтобы понять, как это может выглядеть, достаточно, например, вспомнить осаду эвакуированных из Китая соотечественников на Украине. В общественное сознание настойчиво и последовательно внедряется мысль, что Церковь является чуть ли не главным рассадником короновируса и виновницей эпидемии.

«Мне не хотелось бы проявлять неуважение к чужим религиозным чувствам, но я лично не очень верю в то, что молитва спасает от вируса. Но понимаете, что продолжение публичных богослужений способствует распространению вируса — это дополнительная опасность. И мне кажется, что обязанностью Русской Православной Церкви и Петербургской епархии было бы сейчас сделать для прихожан эту опасность меньше. Но нет, продолжаются службы в Спасе-на-Крови, в Исаакиевском соборе — нельзя же так не заботиться о здоровье людей…

…Понимаете, ведь у тех, кто ходит на службы, есть братья, сёстры, дети, внуки, с которыми они общаются. Они ведь их могут заразить. Это вопрос самоограничения и разумности епархии. В конце концов, сделайте так, чтобы какие-то службы можно было по интернету смотреть» - заявлял в эфире «Эха Москвы» скандально известный питерский депутат Борис Вишневский («девичья» фамилия — Кролик).

С призывом к Русской Православной Церкви прекратить все службы и молебны до окончания пандемии коронавируса обратился лидер ЛДПР Владимир Жириновский, полагающий что церковная жизнь и богослужения нарушают карантинные меры и подвергает угрозе жизнь прихожан, их родственников и близких. Ранее депутат Государственной Думы от «Справедливой России» Олег Шеин уже предлагал для борьбы с коронавирусом закрыть храмы и запретить празднование Пасхи.

И, к сожалению, есть все основания утверждать, что это не просто самопиар означенных субъектов, привыкших «ловить хайп», устраивая скандалы и делая провокационные заявления. 22 марта губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова прямо распорядилась закрыть на территории региона религиозные учреждения, в том числе храмы Русской Православной Церкви.

Маловероятно, что это исключительно ее инициатива. «Русская народная линия» высказала предположение, что нити этого беспрецедентного в своем беззаконии решения ведут к московскому мэру Сергею Собянину (Комарова считается его креатурой).

Московский градоначальник на волне борьбы против коронавируса усилил свои политические позиции. Считается, что, проиграв борьбу за пост премьер-министра в январе, Сергей Семёнович попытается усилить свой потенциал на волне «вирусной» истерии, выступив в роли «спасителя Отечества».

Версия РНЛ нашла подтверждение. Рабочая группа Госсовета по противодействию распространению COVID-19 во главе с Сергеем Собяниным в числе мер, которые необходимо принять на федеральном и региональном уровнях, предписала губернаторам и главам субъектов Федерации ограничить посещение церквей, мечетей и других религиозных учреждений.

«Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации проработать с главами основных религиозных конфессий вопрос введения ограничений на посещение культовых учреждений на период режима повышенной готовности», — говорится в документе.

Между тем, еще 17 марта Священный Синод в Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции отмечал:

«принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни».

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви распространил «Циркулярное письмо о принятии мер по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции» за подписью Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая) от 24 марта 2020 года..

«Всем епархиальным Преосвященным на территории России. От епархиальных Преосвященных поступают запросы в связи с обращениями представителей власти субъектов Российской Федерации относительно принятия мер по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции.

В связи с этим рекомендуется следующее:

сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, утвержденной Священным Синодом 17 марта 2020 года (журнал № 30);

в случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни (см., к примеру, циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве от 23 марта 2020 года «О помощи прихожанам, находящимся в группе повышенного риска в связи с угрозой распространения в городе Москве коронавирусной инфекции»).

Обращаю Ваше внимание, что рабочей группой при Государственном Совете Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции 20 марта 2020 года было дано следующее поручение: «Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации проработать с главами основных религиозных конфессий вопрос введения ограничений на посещение культовых учреждений на период режима повышенной готовности». В случае обращения к Вам по этому поводу от региональных властей рекомендую предложить главе субъекта Федерации вести проработку вопроса в непосредственном личном взаимодействии с Вами (в митрополиях - через главу митрополии), имея при этом в виду положения законодательства Российской Федерации, изложенные в прилагаемой справке.

Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

В случае возникновения дополнительных вопросов прошу оперативно обращаться ко мне лично в любое время».

Как мы видим, в случае издания официальных актов региональных властей (подобно тому, который принят в ХМАО) предлагается принимать «меры, не противоречащие строю церковной жизни», в число которых, разумеется, не входит закрытие храмов и прекращение богослужений.

Разговор же об ограничении доступа в храмы может начаться не ранее, чем будет введено чрезвычайное положение, будут закрыты торговые центры, кафе и рестораны, прекращена работа общественного транспорта и введен комендантский час.

Это, кстати, самое уязвимое место чиновничьей богоборческой инициативы. Ведь, даже если отринуть мистическую сторону (которой должностные лица не оперируют), все равно ясно, что в транспорте гораздо больше шансов заразиться вирусом, чем в храмах. И требования отказа от богослужения при работающем транспорте нелепа.

При этом очевидно, что на остановку общественного транспорта, прекращение работы торговых предприятий и введение комендантского часа (что приведет к полному коллапсу) никто не пойдет даже ради закрытия храмов.

Но, как известно, у дьявола две руки и он действует с одинаковой ловкостью обеими. В церковной среде немало людей, которые возмущаются принятыми священноначалием мерами в связи с пандемией (одноразовые стаканчики для теплоты и т.д.), видя в этом проявление маловерия. Однако эти шаги продиктованы вовсе не страхом перед угрозой заразы (в храмах служили и во время куда более страшных эпидемий — чумы, оспы, холеры), а стремлением отдать «кесарю — кесарево» и не давать лишнего повода гонителям Церкви.

А гонители, несомненно, стремятся спровоцировать раскол, в том числе, распространяя ради этого фейки и устраивая провокации. Скорее всего, именно на попытки взорвать Церковь изнутри и будет сделан основной упор, ведь уже понятно, что напугать Народ Божий не получается, что, не смотря на панику, храмы не пустеют. А тех, кто не боится смертоносной заразы, вряд ли удастся напугать тюрьмой за нарушение карантина (как известно, такая мера предлагается).

Напомним, что именно поддержка православной общественности помогла нынешнему руководству страны выстоять во время «болотной революции», и нельзя исключать, что с помощью принимаемых антицерковных мер либеральные прозападные агенты влияния во властных структурах стремятся противопоставить православных верующих власти в преддверии голосования за поправки в Конституцию.

Ведь у инициатив Владимира Путина по изменению Основного Закона (статус русского народа и семьи, упоминание Бога, приоритет национального законодательства, трансфер власти) есть немало противников в высших эшелонах администрации.

Но, как бы то ни было, похоже, что симфонии и тихому, безмолвному житию православных христиан приходит конец. Начинается время исповедничества.