Кит Дейтон. Трамп выбирает войну?
Борис Джерелиевский

Кит Дейтон. Трамп выбирает войну?

Назначение послом США на Украине старого «ястреба» в разы увеличивает рисксерьёзной конфронтации
Администрация Дональда Трампа выдвинула на пост посла США в Киеве 71-летнего генерала Кита Дейтона. Теперь его кандидатура должна быть одобрена в Комитете Сената США по иностранным делам.
Можно, конечно, предположить, что это назначение – дань уважения старому вояке, которому дается возможность получить неплохую прибавку к пенсии (Дейтон в отставке с 2010 года) и чувствовать себя «в обойме». Именно так трактуют выбор администрации Трампа некоторые американские наблюдатели. Они утверждают, что Украина давно утратила приоритетность для американского лидера и поэтому данный пост является чуть ли не синекурой для престарелого военачальника.
В определенной степени такой взгляд подкрепляется примером Мари Йованович, которая, несмотря на очевидный провал всей работы, оставалась на посту посла США в Киеве в течение трех лет и рассталась с ним только потому, что открыто выступила против президента, к тому же ввязавшись во внутриукраинскую грызню, да еще и в роли участника, а не арбитра.
Однако следует учитывать и то, что приоритеты главы США – это не постоянная величина, и вполне возможно, что для него пришло время заняться вплотную украинскими делами. Стоит также учитывать, что посол США на Украине – это не просто дипломатический представитель своей страны. Это, по сути дела, наместник, «прокуратор» над туземным «синедрионом», в руках которого фактически находится всё оперативное управление данной страной. Тот факт, что Йованович не справилась с возложенной на нее задачей, не отменяет самого принципа.
Что до Дейтона, то он, несмотря на солидный возраст, вполне еще бодр и активен, а послужной список генерала говорит о том, что его назначение вряд ли будет синекурой. Дейтон – военный профессионал, разведчик, да еще и с серьезным дипломатическим опытом.
Вот что пишут о нем СМИ.
Кит Дейтон родился 7 марта 1949 года и получил прекрасное классическое образование гуманитарной направленности. Он окончил исторический факультет Колледжа Вильгельма и Марии (госуниверситет) в г. Уильямсберге, штат Вирджиния (США). Магистерские степени получил в Кембриджском университете (по истории) и Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (в области международных отношений).
В разные годы обучался на курсах подготовки офицеров артиллерии, пехоты и офицеров для работы за рубежом, а также в Русском институте в г. Гармиш-Партенкирхен в ФРГ (американский военный центр по изучению СССР, фактически, разведшкола).
Окончил Военный институт иностранных языков Министерства обороны США (изучал русский) и Командно-штабной колледж сухопутных войск (изучаемая страна – СССР).
Военную службу он начал в 1970 г. в артиллерии в звании лейтенанта. Через несколько лет был переведен в Штаб сухопутных войск, затем был заместителем директора по военно-политическим вопросам Европы и Африки в Управлении планирования (J-5) при Комитете начальников штабов. Работал в России в должности военного атташе.
В Разведывательном управлении Министерства обороны (РУМО) США курировал вопросы оперативного управления и агентурной разведки.
Занимался вопросами планирования в Министерстве Армии США. 1 декабря 2010 г. ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта.
После ухода с военной службы возглавил Европейский центр по изучению проблем безопасности им. Джорджа Маршалла в г. Гармиш-Партенкирхен, ФРГ (создан на основе Русского института, слушателем которого был некогда сам Дейтон).
Одним из его последних проектов были курсы по антикоррупционной и оборонной реформе для военных и гражданских лиц украинского правительства.
В ноябре 2018 г. министр обороны США Джеймс Мэттис назначил Дейтона старшим советником по Украине. В июне 2019 г. Дейтон провел семинар по трансформации командования и управления для кабинета министров Украины.
Во время своей военной службы он участвовал как минимум в двух архиважных для США проектах. Так, в 2003-2005 гг. Дейтон входил в специальную группу по поиску оружия массового поражения в Ираке. Деятельность этой структуры была в большей степени пропагандистской, чем практической и изначально была сопряжена с провокациями и фальсификациями, то есть назначение в нее означало высшую степень доверия. Несмотря на то, что специальная группа поставленных перед ней целей не достигла, работа самого Дейтона была оценена весьма высоко, о чем свидетельствует его последующее назначение.
После завершения проекта он принял участие в не менее значимой программе – в 2005 г. был назначен координатором США по вопросам безопасности в Израиле и Палестинской администрации.
Еще раньше, в 1991 году он выступил соавтором программного труда: «Будущее НАТО: лицом к лицу с неопределенным врагом в условиях неизвестности», в котором поднимались вопросы разработки военной стратегии блока после распада Организации Варшавского договора. Тогда Дейтон показал себя серьезным специалистом в вопросах геополитики, политологии и стратегического планирования.
Иными словами, старичок-генерал совсем не прост. Еще один любопытный штрих – Дейтона считают ставленником Демократической партии США, так что можно предположить, что его профессионализм настолько высок, что позволил пренебречь его политическими связями и предпочтениями (что для США почти невероятно). Можно также интерпретировать выдвижение его кандидатуры как результат некоего компромисса между командой Трампа и демократами, чьи позиции на Украине традиционно сильны.
Есть и еще одно объяснение: Дейтону предстоит весьма щекотливая и неоднозначная миссия, ответственность за реализацию или провал которой окружение Трампа предпочло бы возложить на демократов. Для внутриполитической жизни Соединенных Штатов это очень важно.
Данная версия выглядит наиболее вероятной, если учесть предельно жесткую позицию генерала по Донбассу и отношениям с Россией. Кит Дейтон имеет вполне заслуженную репутацию ястреба – он является сторонником «силового сдерживания» России, в том числе, с помощью гибридных войн.
Также он выступает за военное решение «проблемы Донбасса», то есть за силовое уничтожение Народных Республик и выдавливание их населения на территорию России. Главную опасность он видит в «заморозке конфликта», то есть прекращении боевых действий при сохранении нынешнего статус-кво.
Вне всякого сомнения, он будет пытаться реализовать эти свои взгляды на практике. Для этого его и стараются провести в послы. Учитывая, что значительную часть своей службы он проходил не только как строевик, но и как оперативник РУМО, есть все основания ожидать активизации украинских террористов и иной подрывной деятельности в отношении ЛДНР и РФ.

В любом случае, если это назначение состоится, есть все ожидания ожидать обострения в Донбассе, а возможно, и провокаций на российской границе.

Источник