От русско-польских войн до сирийской кампании
В наш циничный бесстыжий век толпа любит злословить священников и Церковь. Ленивый обыватель, покорный раб своего тела, почитает себя достойным выносить духовные суждения. Ему невдомёк, что быть священником – дело крайне непростое и, порой, опасное.
Найдите в интернете список погибших священников с 1990-х и по наши дни. Потери, чуть ли, не как у МВД! Бойцы МВД гибнут в схватках с преступным миром, их потери объяснимы. Но православные священники? Оказывается, и они гибнут. От рук исламистов, бандитов, сатанистов, кришнаитов, злопыхателей. Бывали случаи умышленных поджогов домов, где жили священники, в огне гибли и сами священники, и их дети. Позже выяснялось, что это дело рук какого-то озлоблённого местного грешника, которого батюшка осмелился укорять.
В Чечне и Ингушетии до последнего несли духовную службу протоиереи Анатолий Чистоусов и Пётр Сухоносов. Чистоусов, несмотря на угрозы террористов, продолжал окормление малочисленной православной паствы, был схвачен и умерщвлён в плену.
Сухоносов крестил совсем юных солдат, объезжая дальние блок-посты, помогал беженцам. Проводил крёстные ходы, несмотря на увесистые камни, которые швыряли в прихожан местные исламские фанатики. Во время церковных праздников ингушские милиционеры постоянно охраняли храм, где служил о. Пётр, женщины-ингушки спасли его однажды от похищения, вовремя подняв крик. Но в 1999 г.о. Петра выволокли из храма вооружённые молодчики. Живым его больше не увидели.
Сошлюсь на данные, почерпнутые из книги протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства». В тот год были также похищены настоятель храма в ст. Троицкой Пётр Макаров и его сменщик Сергей Потапов. Они выжили, но их избивали, морили голодом, держали под стволами. И никто из священников (Петру Макарову было уже 72 года!) не дрогнул, не смалодушничал, не унизился перед врагами.
Православие – религия мужественных людей. Автор книги сообщает, что в царской России 18 полковых священников стали кавалерами ордена Георгия Победоносца, более 200 награждены наперсными крестами на Георгиевской ленте. Эти награды они заслужили кровью. Шли с крестом в руках в атаку, вдохновляли бойцов на самых опасных участках боя, под градом пуль и ядер, вытаскивали раненых, подносили боеприпасы, а порой и сами брались за оружие.
Во время обороны Сергиево-Троицкой лавры от католических оккупантов (поляков, немцев, литовцев, венгров) в 1608 г.погибли 194 инока из двухсот. В 1617 г.священники во главе с протопопом Амосом отважно защищали Розважский монастырь и улицы Новгорода от шведов. Амос отверг предложенную шведами капитуляцию и героически погиб.
Священник Трофим Куцинский был героем взятия Измаила в русско-турецкую войну. Беспримерную храбрость явил священник Василий Васильковский, участник Бородинского сражения и заграничного похода русской армии. Там, за границей он и умер от ран.
В Крымскую войну священник Гавриил Судковский награждён «за содействие в отражении англо-французский пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею», а Иоанн Пятибоков – за то, что вместе с солдатами шёл в бой на турецкие позиции. Иеромонах Иоанникий – герой обороны Севастополя. Французский штык проколол его рясу, пуля попала в нагрудный крест. От этой контузии он через три месяца скончался.
В русско-турецкую войну 1877-1878 гг.священник Фёдор Михайлов с крестом в руках вместе с солдатами карабкался на стены крепости Карс, его ряса была прострелена в нескольких местах, сам Михайлов – контужен. У него было столько боевых наград, что он стеснялся их все надевать.
Во время похода русской армии в Среднюю Азию протоиерею Андрею Малову из-за броской священнической одежды и блестящего креста доставалось больше всего пуль, противник принимал его за командующего войсками, но Крест Господень сохранил его от гибели.
Подвигами священников богаты русско-польские, русско-турецкие, русско-персидские, русско-шведские войны, русско-японская война 1905 г., Первая мировая. Многие знают о подвиге крейсера «Варяг», потопленном японцами. Но забывают, что на каждом корабле тогда служил судовой священник. Напутствуя моряков перед смертью Словом Божиим, он погибал в пучине вместе с ними.
Протоиерей Стефан Щербаковский возглавил нашу атаку на японские позиции. Пуля попала в руку, в которой он держал крест, он взял его другой рукой. Следующая пуля угодила в грудь. В госпитале, будучи тяжелораненым, превозмогая боль, он отпевал умерших, а после выздоровления снова выехал на фронт. Священник Александр Любомудров находился в передовых цепях шестнадцать часов кряду (сражение на Ющулинском перевале), там же умер от ран с молитвой на устах.
Есть место священническому подвигу и в наше время. Во вторую чеченскую кампанию немало священнослужителей выезжали в командировки на Кавказ. Клирик Димитрий Василенко (Санкт-Петербургская епархия) в 2009 г.у н.п. Элистанжи угодил в засаду вместе с колонной, снаряжал магазины и подбадривал воинов молитвой, получил лёгкое ранение.
Священники были и в Южной Осетии в августе 2008 г., помогая осетинам справиться с горем, а российским солдатам – с переживаниями и стрессом. Тогда несколько десятков военнослужащих приняли Святое Крещение.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках