Торговля СССР со странами Запада накануне войны
Юрий Кнутов

Торговля СССР со странами Запада накануне войны

Уроки, не потерявшие своего значения и сегодня

(Продолжение. Начало — здесь)

В Кремле хорошо осознавали неизбежность войны с Германией, но всячески пытались оттянуть ее. Нужно было подготовить армию и экономику страны к предстоящим сражениям.

Гражданская война в Испании и советско-финская война показали, что Красная Армия вооружена морально устаревшей боевой техникой. Советское правительство вынуждено было в срочном порядке начать разработку новейшего оружия. Многое делалось для приобретения высокотехнологичного оборудования и современных на то время образцов вооружения за рубежом.

Ещё 6 августа 1930 г. между советским Государственным Орудийно-оружейно-пулеметным объединением и фирмой «Бютаст» («Бюро для технических работ и изучений»компании «Rheinmetall AG») в Берлине был подписан договор о технической помощи. На коммерческой основе в СССР была поставлена техническая документация и 6 образцов артиллерийских систем, производство которых планировалось наладить на советских заводах.

Приказом Реввоенсовета от 13 февраля 1931 г. немецкая 3,7 см пушка была принята на вооружение Красной Армии под названием «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.». Пушка получила заводской индекс 1-К. Но уже вскоре к ней возникли серьезные претензии. В результате потребовалась существенная доработка. В частности, калибр ствола увеличили до 45-мм, а сама пушка получила наименование «45-мм ПТП образца 1933г.» или хорошо известная «сорокопятка». Немецкое тяжелое пехотное орудие 15cm sIG 33 образца 1927 г. калибра 150-мм было принято на вооружение РККА под названием«152-мм мортира образца 1931г.». В ходе модернизации её ствол был удлинен на 65 мм. Всего же к началу производства в 1935 г. в конструкцию немецкой гаубицы пришлось внести более 700 изменений. Еще одна 150-мм германская тяжёлая полевая гаубица 15 cm sFH 13 поступила на вооружение советской артиллерии под названием «152-ммгаубицаобразца 1931г. «НГ» («Немецкая Гаубица»). В массовое производство из-за сложности в изготовлении она так и не пошла. Немецкая 7,5-см зенитная пушка7,5 cm Flak L/59 была принята на вооружение частей ПВО Красной Армии под названием «76-мм зенитная пушка образца 1931г.» (заводской индекс 3-К). Пушка выпускалась заводом №8 в подмосковных Подлипках (г. Королев). За время производства она неоднократно модернизировалась. В результате появилась «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.» (заводской индекс 52-К). Другая немецкая зенитная автоматическая пушка 2.0 cm FlaK 30 была принята на вооружение частей ПВО РККА под названием «20-мм зенитная автоматическая пушка образца 1930 г.» (заводской индекс 2-К). Но и как в случае со 152-мм гаубицей завод №8 не смог освоить серийный выпуск этого технологически сложного зенитного орудия.

Надо сказать, что усовершенствованный вариант 20-мм зенитной автоматической малокалиберной пушки предприятия Третьего рейха выпускали всю Вторую Мировую войну. Еще одна пушка, которая была закуплена в Германии для частей противовоздушной обороны Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) — это прототип автоматической зенитной пушки 3,7cm FlaK 18.В Советском Союзе она получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1930г.» (заводской индекс 4-К). Пушка должна была производиться на заводе имени Калинина, но предприятие, как и завод №8, оказалось технологически не готово к выпуску подобного рода продукции. В связи с этим за основу была взята лучшая для того времени 40-мм автоматическая зенитная пушка «Бофорс»(Bofors 40 mm Luftvärnsautomatkano), разработанная немецкой компанией «Крупп»(«Krupp») и выпускавшаяся в Швеции.

По Версальскому мирному договору от 1919 г. Германия не имела права производить на своей территории целый ряд вооружений и боевой техники. Поэтому компания «Крупп» передала своему шведскому филиалу — фирме «Бофорс» (АВ Bofors), документацию и технологию производства зенитного орудия. В конце 1937 г. на заводе им. Калинина на основе 40-мм зенитки «Бофорс» был изготовлен опытный образец отечественной 45-мм автоматической зенитной пушки (заводской индекс 49-К). В то время советские снаряды для малокалиберной артиллерии ПВО имели только контактный взрыватель (срабатывали от удара при точном попадании в цель), и в процессе опытных стрельб калибр зенитного орудия 45-мм был признан избыточным. Было принято решение уменьшить его до 37-мм. В 1939 г. усовершенствованная зенитка поступила на вооружение РККА под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939г.»(заводской индекс 61-К).

Кроме поставок орудий Германия обязалась помочь Советскому Союзу в организации двух конструкторских бюро по разработке артиллерийских орудий. С этой целью 20 немецких конструкторов на четыре года были откомандированы в СССР. Для эффективной работы им было предоставлено право пользоваться архивами компании «Рейнметалл» («Rheinmetall AG»). По условиям соглашения Германия продавала Советскому Союзу производственное оборудование для выпуска 4 артсистем.

Важную роль сыграло экономическое сотрудничество Советского Союза с США и Англией. Тяжелейший экономический кризис, получивший на Западе название «Великая депрессия», вынудил ведущие капиталистические страны пойти на сотрудничество с СССР. С 1930 по 1940 гг. американские компании направили более 100 тыс. специалистов, которые руководили строительством и монтажом американского оборудования почти на 500 строящихся советских заводах.В 1931 г.у американской компании«U.S. Wheel Track Layer Corporation» было приобретено 2 колесно-гусеничного танка «Кристи», ау конструктора Джона Уолтера Кристи—патент на производство. Американская бронетехника послужила прототипом для отечественных танков серии БТ («Быстроходный Танк»). В Англии была закуплена лицензия на выпуск танка «Виккерс», который стал основой для советского танка Т-26.

Ещё одним торговым партнером Советского Союза, поставлявшим новейшее оружие, была Италия. В 1935 г. между СССР и итальянской фирмой ОТО был подписан договор о проектировании и постройке лидера эскадренных миноносцев. Из верфи Ливорно боевой корабль убыл в конце апреля 1939 г. При проходе через Босфорский пролив его замаскировали под пассажирский теплоход, а на палубе разместили итальянский экипаж. Под названием «Ташкент» эсминец 6 мая 1939 г. прибыл в Одессу и вскоре убыл в Николаев для завершения достройки и установки вооружения. В строй Черноморского флота корабль вступил 22 октября 1939 г.

23 августа 1939 г. в Москве был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова—Риббентропа). Это привело к деэскалации напряженности в отношениях между Москвой и Берлином. В прессе двух стран антигитлеровская и антисоветская риторика ушла на задний план. За несколько дней до подписания пакта Молотова—Риббентропа,19 августа 1939 года, было заключено советско-германское торгово-кредитное соглашение. Оно предусматривало предоставление Советскому Союзу кредита в размере 200 млн. германских марок сроком на 7 лет под 5% годовых. Поставка и оплата советских товаров должны были производиться на основе условий советско-германского соглашения о торговом и платежном обороте от 19декабря 1938 г. По новому соглашению Москва в течение 2-х лет обязалась закупать немецкие товары и самоесовременное для того времени промышленное оборудование. Советский Союз получил доступ к новейшим германским военным технологиям, которые были крайне необходимы для перевооружения Красной Армии.В счет погашения кредита СССР должен был в течение 2-х лет отгружать Германии сырье и продовольствие на сумму 180 млн. рейхсмарок.

Согласно «Списку «А» отдельных видов оборудования, подлежащих поставке германскими фирмами за счет погашения кредита на основе кредитного соглашения между СССР и Германией от 19 августа 1939 г.» Берлин передавал Советскому Союзу станки различного назначения, автоматическое и полуавтоматическое оборудование, прессы различного назначения, машинное оборудование, краны, прокатные станы, компрессоры, оборудование для химических фабрик, различное электрооборудование, включая трансформаторы, моторы, масляные выключатели, оборудование для угольной промышленности. Кроме того в Германии были закуплены буксиры, плавучие судоремонтные мастерские, 20 рыболовных траулеров, турбины с генераторами, локомобили, контрольные и измерительные приборы, оптические приборы.

Согласно «Списку «Б» отдельных видов оборудования и других товаров, подлежащих поставке германскими фирмами в соответствии с кредитным соглашением между СССР и Германией от 19 августа 1939 г. за счет свободных сумм текущей выручки от советского экспорта» Москва дополнительно приобрела различные станки, специальные машины, автоматическое оборудование, прессы, молоты, оборудование для химических предприятий, включая производство пороха, дюралюминиевые листы, металлы и металлоизделия, химические товары, красители и химические полуфабрикаты, печатные машины, двигатели внутреннего сгорания, машины для испытания материалов, арматуру, пневматические машины и насосы, заготовочные и строительные машины, бумажные машины, бумагообрабатывающие машины, машины для пищевкусовой промышленности, текстильные машины, машины для обувной и кожевенной промышленности, электроды, запасные части, измерительные приборы и пр.

Особую ценность для Советского Союза представляли разделы, касающиеся военного сотрудничества. По списку «А» Москва закупала вооружение на сумму 28,4 млн. германских марок, а по списку «Б» — на 30,0 млн. германских марок.

Германское правительство заверило Кремль, что «будет далее содействовать тому, чтобы представители торгового представительства СССР и советских импортных организаций могли посещать соответствующие предприятия, готовые производить поставки, с целью установления качества заказываемых изделий. Германское правительство также будет оказывать влияние с целью обеспечить представителям торгового представительства СССР и советских импортных организаций возможность после передачи заказа и после предварительного сообщения посещать заводы-поставщики, чтобы удостоверяться в положении и успешности выполнения заказа, при специальных заказах производить необходимые испытания и осуществлять надлежащую приемку».

Согласно достигнутым договоренностям советские оборонщики несколько раз смогли посетить немецкие секретные предприятия и отобрать заинтересовавшие их образцы вооружения и боевой техники.

Для нужд ВВС Красной Армии были приобретены истребители различных марок — 5 Heinkel He 100, 5 Messerschmitt Bf.109 и 5 Messerschmitt Bf.110. Кроме того, закупили бомбардировщики — 2 Junkers Ju-88 и 2 Dornier Do-215, а также учебные самолеты — 3 Bucker Bu 131 Jungmann и три BuckerBu 133 Jungmeister.Кроме того, Советский Союз получил от немцев авиационное оборудование, высотомеры, прицелы, насосы, винты, моторы, а также поршневые кольца для них. Отечественная авиапромышленность приобрела испытательное оборудование,приборы для определения нагрузок на системы управления самолетом, самописцы скорости, стенды для испытания моторов, клепальные станки-автоматы. Также были закуплены самолетные радиостанции с переговорным устройством, радиопеленгаторы, система кислородного обеспечения на больших высотах, сдвоенные аэрофотокамеры, бомбардировочные прицелы, приборы для слепой посадки, самолетные аккумуляторы, комплекты фугасных, осколочно-фугасных и осколочных бомб и т.д.

Все закупленные немецкие самолеты были тщательно изучены в НИИ ВВС Красной Армии. Вывод, который сделали советские специалисты, оказался неутешительным. Каждый немецкий самолет имел хорошую радиостанцию, радиокомпас, аппаратуру помогавшую произвести «слепую» посадку и другие новинки, не применявшиеся в советском авиастроении.

Помимо образцов авиационной техники Советский Союз приобрел в Германии вооружение для ПВО, включая батарею зенитных пушек Flak-38 калибра 105-мм, дальномеры, прожектора, приборы управления зенитным артиллерийским огнем. В интересах сухопутных войск были куплены средний танк Panzerkampfwagen III (он же PzKpfw III или «Т-III»), 3 полугусеничных тягача, 2 комплекта тяжелых полевых гаубиц 21 cm Mrs 18калибра 211 мм, новейшие противотанковые пушки, двадцать прессов для отжима гильз, различные виды стрелкового оружия, боеприпасы и мн. другое.

В целях модернизации советского ВМФ был закуплен недостроенный тяжелый крейсер «Lützow», а также необходимое для завершения его строительства оборудование. Уже в конце мая 1940 г. крейсер был отбуксирован на Балтийский завод в Ленинград. Позже под названием «Петропавловск», а затем «Таллин» крейсер оборонял попавший в блокаду город на Неве. Кроме «Lützow» Советский Союз приобрел 5 кораблей двойного назначения. Советские военные судостроители получили из Германии 406-мм и 280-мм трехорудийные корабельные башни, 88-мм пушку для подводных лодок, бомбометы для противолодочных бомб с боекомплектом, пять образцов мин, противотральные ножи для мин, параван-тралы, моторы для катеров, насосы, вентиляторы, гребные валы, рулевые машины, компрессоры высокого давления, судовое медицинское оборудование, оборудование для камбузов, хлебопекарен, корабельной прачечной, аккумуляторные батареи для подводных лодок, освинцованный кабель. Закупки также включали гидроакустическую аппаратуру, судовую электроаппаратуру, системы для уменьшения воздействия качки на морские приборы, перископы, стереодальномеры, оптические квадранты, фотокино-теодолитную станцию, теодолиты, магнитные компасы.

Надо сказать, что часть поставляемых в СССР образцов боевой техники, как например истребитель Heinkel He100, являлись экспериментальными и так и не были приняты на вооружение люфтваффе. Несмотря на кажущуюся открытость, немцы скрыли от советской делегации свою новейшую разработку — истребитель Focke-Wulf FW-190 «Würger» (первый полет совершил 1 июня 1939 г.) и ряд других перспективных образцов оружия.

Учитывая масштаб советских закупок, германский генералитет жаловался Гитлеру, что Берлин вооружает своего будущего противника. На эти упреки Гитлер отвечал кратко — Москва не успеет воспользоваться переданными ей технологиями. Рейхсканцлер понимал, что поставки самых новейших образцов вооружения усыпляют бдительность высшего советского руководства, вынуждают его критически относиться к информации советской разведки об активной подготовке Германии к нападению на СССР.

Важно отметить, что график советских поставок напрямую зависел от соблюдения аналогичного графика немецкой стороной. При нарушении Германией установленных сроков отгрузки Москва останавливала свой грузопоток до его возобновления Берлином.

В соответствии со «Списком «В» товаров, подлежащих поставке из СССР на основе кредитного соглашения между СССР и Германией от 19 августа 1939 года», Москва отгружала кормовые хлеба, жмыхи, льняное масло, лес, платину, марганцевую руду, бензин, газойль, смазочные масла, бензол, парафин, паклю, рурбоотходы, хлопок-сырец, хлопковые отходы, тряпье для прядения, лен, конский волос, пиролюзит, фосфаты (половина в концентратах), асбест, химические и фармацевтические продукты и лекарственные травы, смолы, рыбий пузырь (Hausenblasen), пух и перо, щетину, сырую пушнину, шкуры для пушно-меховых изделий, меха, тополевое и осиновое дерево для производства спичек. Соглашение предусматривало, что «поставки товаров из СССР по настоящему списку должны быть произведены в течение 2-х лет на общую сумму 90 млн. германских марок ежегодно таким образом, что по возможности половина каждого из названных товаров будет поставляться в первый год и половина во второй год».

Поставки военных технологий из Германии были крайне важны для СССР. 2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта ввела т.н. «моральное эмбарго» на торговлю с Советским Союзом. Поводом послужила советско-финская война, начавшаяся 30 ноября 1939 г. Используя военные действия Красной Армии как аргумент, американцы ввели запрет на поставки в СССР авиационной техники и материалов для авиапромышленности. Эмбарго также касалось алюминия, молибдена, авиабензина и других товаров военного или двойного назначения.

10 января 1941 г. в связи с выполнением условий предыдущего торгового соглашения СССР и Германия подписали новое. Готовясь к войне с Советским Союзом, немцы предусмотрели в нем дискриминационное положение. Если советские поставки должны были начаться 11 февраля, то германские только 11 мая 1941 г. Однако под нажимом Москвы Берлин до 22 июня отгрузил Советскому Союзу вооружений и промышленной продукции на 220 млн. рейхсмарок, а СССР отправил сырья и продовольствия на сумму 206,1 млн. рейхсмарок. Причем по просьбе Германии в поставки были дополнительно включены нефть и нефтепродукты, а также из-за неурожая в Бельгии пшеница и другое продовольствие.

Несмотря на активную двухстороннюю торговлю, в Кремле понимали, что Германия по-прежнему готовится к нападению на СССР. Народный комиссар государственной безопасности Союза ССР Меркулов докладывал 8 февраля 1941 г. Сталину, Молотову и Микояну о ситуации в Третьем рейхе. В шифровкеАрвида Харнака,одного из руководителей подпольной антифашистской организации «Красная капелла»,говорилось: «по всем данным Германия в 1941 году предполагает начать войну против СССР. Цель войны — отторжение от Советского Союза части европейской территории СССР от Ленинграда до Черного моря и создание на этой территории государства, целиком зависимого от Германии. На остальной части Советского Союза, согласно этим планам, должно быть создано «дружественное Германии правительство». ДалееАрвид Харнак известныйкак агент под псевдонимом «Корсиканец» сообщал о тяжелом экономическом положении в Третьем рейхе:«Положение с хлебом таково, что избежать уменьшения нормы выдачи хлеба по карточкам населению можно только в том случае, если Советский Союз выполнит все поставки по хлебу. Острая нехватка продовольствия ощущается в Бельгии. Командующий военными силами в Бельгии в своем докладе сообщает, что уже в течение нескольких месяцев городское население Бельгии не имеет картофеля. Германия должна в ближайшее время поставить Бельгии 20 000 тонн зерна, при этом ожидает начала торговых переговоров с СССР о запродаже зерна Бельгии.

Наиболее сложно положение с рабочей силой. Все солдаты, получившие так называемый «рабочий отпуск», т.е. отчисленные из армии для работы на производстве, снова отзываются в армию.

Учреждения и предприятия просят у верховного командования оставить в промышленности в общей сложности 6 млн. человек, подлежащих призыву. Численность германской армии в настоящее время, по общему мнению, составляет 8-9 млн. человек. Недостаток в рабочей силе немцы надеются отчасти покрыть вербовкой 1-1,5 миллиона рабочих в балканских странах».

(Начало — здесь. Продолжение следует)