Эшелоны против плана "молниеносной войны"
Юрий Кнутов

Эшелоны против плана "молниеносной войны"

Мероприятия Наркомата обороны и Генштаба РККА накануне войны

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь)

Германия сосредоточила вдоль советской границы почти 4,5 млн. военнослужащих. Они были сведены в 182 дивизии и 19 бригад (равнозначно 9 дивизиям). Гитлеровцы располагали 48 тыс. орудий и минометов, почти 4,3 тыс. танков и примерно 5 тыс. самолетов.

Кроме того, на вооружении вермахта находилась боевая техника, захваченная при разгроме Франции, Чехословакии, Бельгии, Голландии, Норвегии, а также брошенная англичанами в Бельгии, на о. Крит и в других местах.

Берлин отвергал любые обвинения Москвы в подготовке нападения на СССР. Основным аргументом было недостаточное количество немецких танков и самолетов в районе советской границы, которое не позволяло Германии вести активные наступательные действия.

Следует сказать, что Гитлер приступил к переброске своих войск 4 февраля. Примерно за полтора-два месяца до начала войны немцы организовали скрытную перевозку танков. Самолеты в условиях строжайшей маскировки были перебазированы на приграничные аэродромы в первые три недели июня. Приказ, содержащий сигнал «Дортмунд» о выдвижении германских войск непосредственно к границе, Гитлер отдал вечером 20 июня 1941 г.

Несмотря на жесткую критику идеи упреждающего удара, Сталин согласился с предложенными Тимошенко и Жуковым мерами по защите советско-германской границы. В частности, было принято решение образовать в 5-ти приграничных округах первый стратегический эшелон из 15-ти армий прикрытия. Большая часть этих войск в 1939-40 гг. была переброшена из внутренних округов на Запад для участия в «освободительном походе» с целью возврата территорий, ранее входивших в состав Российской Империи. Благодаря этому советская граница, которая проходила в 32 км от Ленинграда, в 35 км от Минска и в 45 км от Одессы была отодвинута на значительное расстояние.

Готовясь к войне, советское командование приняло решение о выдвижении сил Красной Армии на Запад. Начиная с 13 мая по 18 июня 1941 г. нарком обороны маршал С.К. Тимошенко и начальник Генштаба генерал армии Г.К. Жуков подписали ряд директив на имя командующих войсками приграничных округов. Из Москвы последовали указания о развертывании войск согласно планам прикрытия госграницы (от приведения корпусов и дивизий в полную боевую готовность Сталин категорически отказался).

Была поставлена задача в срок с 5 до 20 июня 1941 г. разработать новый детальный «План обороны государственной границы», а также другие важные документы. Под видом учебных сборов с середины мая и до начала июня из мобилизационного резерва было призвано 802 тыс. человек. Их сразу же направили на укомплектование армий, расположенных у западной границы, а также частей в укрепрайонах. Майские и июньские директивы исключали нанесение превентивного удара по Германии.

Два стратегических эшелона,сорвавших гитлеровский план «молниеносной войны»

Понимая, что в случае войны имеющимися силами немцев не разбить, Генеральный штаб с 13 мая 1941 г. под видом летних лагерных сборов начал переброску 28-ми стрелковых дивизий, 9-ти управлений корпусов и 4-х армейских управлений (16-го из Забайкальского, 19-го из Северо-Кавказского, 21-го из Приволжского и 22-го из Уральского военных округов). Кроме того, готовилось перемещение 20-й армии в район Смоленска. Войска должны были разместиться во внутренних округах, которые в 1939-40 гг. оставили корпуса и дивизии, ушедшие на Запад. Планировалось, что 5 новых армий займут рубеж в 400-600 км от границы по рекам Западная Двина (Белоруссия) и Днепр (Украина), образовав по линии Витебск — Гомель — Киев — Кременчуг второй стратегический эшелон армий резерва Главного Командования. Однако до начала войны удалось перебросить лишь небольшую часть кадрированных (сокращенного состава) соединений.

По замыслу Наркомата обороны и Генерального штаба в случае нападения Германии войска, расположенные в укрепрайонах первого стратегического эшелона армий прикрытия, совместно с пограничниками должны были в течение 2-х недель отражать нападение крупных сил противника, одновременно прикрывая мобилизационное развертывание и сосредоточение второго стратегического эшелона армий резерва Главного Командования.

Всего накануне войны в состав 1-го стратегического эшелона из 15-ти армий прикрытия вместе с резервом входило 170 дивизий и 2 бригады (2,68 млн. человек), а также силы трех флотов (220 тыс. человек). Несмотря на 34500 орудий и минометов, а также большое количество танков и самолетов, почти вся техника была морально и физически устаревшей. Часть вооружения оказалось не боеготовым. Так, на 22 июня 1941 г. в западных приграничных округах находилось 1635 истребителей И-16 различных модификаций, что составляло 26% от общего числа истребителей. Черноморский, Балтийский и Северный флоты имели на вооружении еще 344 самолета И-16. Кроме того, в Западных округах находилось 1300 истребителей И-153 («Чайка»). Из-за технического несовершенства советские самолеты имели дальность действия порядка 600 км. Боевой радиус не превышал 300 км. С учетом того, что на непосредственное выполнение боевой задачи требовалось какое-то время, реальный боевой радиус советских истребителей составлял 200-250 км.

В Западных округах имелось лишь чуть более 1800 танков и 1540 самолетов новых типов, не уступавших или превосходивших технику противника. На первый стратегический эшелон возлагалась оборона фронта протяженностью 4,5 тыс. км и глубиной до 400 км. Из этого количества войск 56дивизий и 2 бригады располагались в 8-20 км от границы, образовав 1-й оперативный эшелон. 2-й оперативный эшелон в составе 52 дивизий занимал оборону в 50-100 км от противника. Он имел задачу удержать прорвавшиеся немецкие части до подхода резервов. В оперативной глубине 100-400 км находились 62 дивизии резерва командующих округами. Так как 1-й стратегический эшелон армий прикрытия не был до конца укомплектован личным составом и боевой техникой, на его отмобилизование отводилось от 2-х часов до 4-х суток.

Планировалось, что оборона границы будет носить позиционный характер (как в годы Первой Мировой войны), сопровождаться контратаками и другими активными действиями частей Красной Армии.

Для быстрого снабжения обороняющихся частей 1-го стратегического эшелона армий прикрытия и переходящего в контрнаступление 2-го стратегического эшелона армий резерва Главного Командования основные запасы боеприпасов и горюче-смазочных материалов были складированы на удалении 50-200 км от границы. Уже в первые дни войны почти все они были либо уничтожены, либо попали в руки врага.

2-й стратегический эшелон резерва Главного Командования из 5 армий (16, 19, 20, 21, 22-я) был сформирован 21 июня 1941 г., то есть за день до начала войны. В него должно было войти 55 дивизий. В июне 1941 г. были сформированы три армии: 21-я на базе управления и войск Приволжского военного округа, 22-я на базе дивизий Уральского военного округа, 20-я на базе управления и войск Орловского военного округа. 19-я армия была сформирована в мае 1941 г. на базе управления и войск Северо-Кавказского военного округа. И только 16-ю армию сформировали в июле 1940 г. в Забайкальском военном округе. Ее переброска на Украину началась 25 мая 1941 г. Еще две армии, 24-я и 28-я, впервые были сформированы сразу после начала гитлеровской агрессии. 24-ю армию сформировали в Сибирском военном округе на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования от 28 июня 1941 г. №0082, а 28-ю армию сформировали на базе Архангельского военного округа на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования от 28 июня 1941 г. №0081.

Советские войска 2-го стратегического эшелона резерва Главного Командования должны были находиться на расстоянии 400-600 км от госграницы. Еще две армии, 24-я и 28-я, в составе 19-ти дивизий по плану Генштаба должны были разместиться юго-западнее и северо-западнее Москвы. В случае начала войны на группу из 7-ми резервных армий возлагалась задача в срок от 10 до 20 дней провести отмобилизование и развертывание. Вслед за этим стрелковые дивизии и механизированные корпуса 2-го стратегического эшелона резерва Главного Командования при поддержке авиации должны были нанести мощный контрудар по врагу, перенеся войну на территорию противника.

К сожалению,несмотря на срочно принятые советским руководством меры по формированию 2-го стратегического эшелона резерва Главного Командования сформировать его полностью к началу войны так и не удалось. В то же время важно отметить, что создание 2-го стратегического эшелона, пусть лишь частично развернутого, позволило вначале задержать, а затем остановить наступление гитлеровских войск на Москву. Более того, это предвоенное решение Генштаба РККА и наркомата обороны сорвало гитлеровский план «молниеносной войны».

Забегая вперед, следует сказать, что показательной местью гитлеровцам за неудачи советских войск летом-осенью 1941 г. стала операция «Багратион». Она проводилась с 23 июня по 29 августа 1944 г. и завершилась полным разгромом немецкой группы армий «Центр», а также освобождением огромной территории Советского Союза и части Польши. Немецкие военные историки до сих пор называют операцию «Багратион» величайшим поражением во всей немецкой истории.

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь. Продолжение следует)