Китай, Индонезия и папуасы
Артем Хабаров

Китай, Индонезия и папуасы

Западное Папуа – самая западная провинция Индонезии, доставшаяся ей после ухода голландских и австралийских колонизаторов в 1960-1970-х годах. Голландцы триста лет грабили Индонезию, англосаксы (австралийцы) оккупировали остров Новую Гвинею в непосредственной близости от Индонезии.

С выводом оккупационных войск на о. Новая Гвинея появилось государство Папуа – Новая Гвинея, а часть острова, Западное Папуа, забрала себе Индонезия. С тех пор папуасское население разделено индонезийско-папуа-новогвинейской границей.

В Индонезии папуасам живётся плохо. Здесь проходят постоянные перестрелки и спецоперации индонезийских силовиков против папуасских повстанцев, требующих независимости. Сюда тысячами едут индонезийские мигранты для работы на шахтах и в карьерах, поскольку Западное Папуа обладает горным рельефом и залежами полезных ископаемых.

Из-за этого самого горного рельефа экономическая консолидация региона весьма затруднена, многие папуасские сообщества живут изолированно друг от друга, в отдалённых районах. Появление здесь дорог и индонезийских инженеров воспринимают враждебно, потому что знают: инженеры по дорогам вывозят их лес и минеральные ресурсы.

Индонезия – страна с самым многочисленным мусульманским населением. Папуасы – не мусульмане, чаще христиане или язычники. Но на границе между Западным Папуа и остальной Индонезией отмечена активность запрещённой в Индонезии исламистской организации «Хизб-ут-Тахрир». О массовой вербовке папуасов в эту структуру пока говорить рано, но определённый повод для тревоги у Джакарты есть. Поэтому Западное Папуа – объект повышенного внимания со стороны индонезийских силовиков.

На проблему Западного Папуа наслаиваются региональные противоречия. Папуасы принадлежат к меланезийской группе народов, островные меланезийские государства, используя своё стратегически выгодное географическое положение, активизировались в международной политике. Вануату, Соломоновы о-ва, Фиджи привлекательны для США, Индии, Китая, Австралии. В рамках соперничества за Тихий океан идёт соперничество за контроль над акваторией, где расположены меланезийские государства.

Вот почему в наш век папуасский политик – не повод для шуток, а устоявшийся термин. Папуа – Новая Гвинея стремится к региональному лидерству и хочет играть первую скрипку в Меланезии. Лидеры анти-индонезийского сопротивления в Западном Папуа тоже стараются включить свои политические желания в международную повестку дня.

Индонезия, Австралия и Новая Зеландия боятся усиления здесь Китая. Пока знаков внимания Западному Папуа Пекин не оказывал, но может оказать в будущем. Пекин сейчас больше надеется на сотрудничество с Джакартой в проекте «Один пояс, один путь». Это банально выгодней, чем поддерживать папуасские вооружённые группировки.

Но если вдруг Пекин сочтёт оправданным обосноваться в регионе, в т.ч.поддержать Западный Папуа, Австралия и Новая Зеландия, как ключевые союзники Вашингтона в Тихом океане, окажутся под ударом.

От Австралии до о. Новая Гвинея всего чуть более 150 км. С учётом этого вопрос Западного Папуа приобретает особое значение.