«Зарею Духа облистаемь…»
Александр Гончаров

«Зарею Духа облистаемь…»

4 июля / 21 июня - Обретение мощей преподобного Максима Грека

Ангел летит над Россией, касаясь белоснежными крылами кромки облаков. Он торопится. Он послан вестником к одинокому монаху, находящемуся в узилище, который углем на стенах выводит слова Канона Святому Духу: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…». Знает Ангел Божий, что утешит безвинного страдальца. Он, явившись перед ним, произнесет: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук».

А пока Ангел парит над землею, а под ним раскинулся прекрасный мир. Там мощные зубры и упорные кабаны бродят в диких пущах. Там реки струят свои воды на север, где холодные моря лижут подошвы берегов, и на юг, где полуденное солнце обжигает колосья спелой ржи. Там живут, плачут и улыбаются люди. Там сторожа на верху высокого бугра следит за степными дорогами — не идут ли кочевники набегом на Русь.

Ангелу ведомо, по воле Господа нашего Иисуса Христа, что было и что будет с человеком, томящимся в заключении. Ангел радуется, что пришелец в Земле Русской, некогда прославлен будет как русский святой — преподобный Максим Грек…

Будущий святой родился ок. 1470-1480 гг. в городе Арта, что находится в древнем Эпире. Он принадлежал к знатной и благочестивой греческой семье. За 17 лет до его появления на свет пала столица православной Византийской империи — великий Константинополь. Почти все земли греков оказались под пятой турок-мусульман. Но детство преподобного Максима Грека было вполне счастливым. Его воспитывали любящие родители, измальства приучая к вере и молитве. Они хотели дать сыну хорошее образование, но вот беда — в Османском государстве христианские высшие учебные заведения все были закрыты. И пришлось юному Максиму отправится для совершенствования своих познаний в Италию, где образовалась большая колония греков, убежавших из родной страны от турецкого владычества. Среди них имелись и весьма ученые люди.

Точно проследить путь преподобного Максима Грека на Западе невозможно. Известно, что он побывал в университетах Италии и Франции (Галлии).

В Венеции молодой человек учился у гуманиста и собирателя древностей Альда Мануция. А затем его наставником в науках стал Ианос Ласкарис — выдающийся ученый и дипломат, гуманист, уроженец Константинополя, сам (ему тогда было 8 лет) зривший захват имперской столицы турецким султаном Мехмедом II Фатихом, въехавшим в покоренный город на белом коне под сенью красных знамен.

Ласкарис научил своего студента разбираться с греческими рукописями и заниматься исследованием древних текстов, но благочестию научить он не мог. Православные свитки интересовали гуманиста просто как наследие предков, а сам он больше занимался языческими текстами. На них имелся спрос. В Италии гремела эпоха Ренессанса (Возрождения). Образованная элита желала иметь все больше и больше сведений об античных богах и искусстве. Лакарис издал «Аргонавтику» Аполлония Родосского и «Илиаду» Гомера (со своими комментариями.

Возрождение отнюдь не было спокойным периодом в истории человеческого рода. Яды Борджиа, интриги семейства Медичи, отряды кондотьеров (шляющиеся по Италии и грабившие селения), кинжалы наемных убийц, неудержимый разврат и откровенное, но «изящное» богохульство в книгах — всё это тоже Ренессанс, который человек XXI столетия от Р.Х. обычно представляет как время выдающихся культурных достижений и расцвета искусств.

В этой атмосфере легко было сбиться с пути. «...Если бы, - вспоминает о годах проведенных во Флоренции, Милане, Падуе и Венеции преподобный Максим, - Господь, пекущийся о спасении всех, не помиловал меня и не посетил вскоре Своей благодатью, и не озарил светом Своим мысль мою, то давно бы и я погиб с находящимися там проповедниками нечестия».

Во Флоренции преподобный Максим Грек вполне мог сталкиваться с Никколо Макиавелли (еще не написавшим своего беспринципного «Государя») и присутствовать при сожжении на костре доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, пытавшегося победить разложение нравов среди духовенства и мирян в самой Католической церкви.

Из Италии, наскоро побывав в отчем доме, преподобный Максим буквально бежит на Святой Афон, где и принимает постриг в Ватопедском монастыре.

Десять лет преподобный Максим Грек пробыл в обители, постоянно молясь и работая над трудами святых отцов. Он надеялся, что на Святом Афоне и закончит свою земную жизнь. Но Господь решил иначе.

Великий князь Московский Василий III попросил афонитов прислать какого-нибудь сведущего человека для перевода греческих православных книг на русский язык и кодификации большой библиотеки, сложившейся из изданий, привезенных еще Софией Палеолог – женой великого князя Ивана III и наследницей византийских императоров.

Московские послы, прибывшие на Святой Афон, надеялись, что в Москву поедет известный старец Савва — книжник и знаток древнегреческого языка. Но старец был болен и вместо него на Русь был отправлен ради послушания преподобный Максим Грек. Но монах, к сожалению, не знал ни русского языка, ни церковнославянского. Однако, настоятель Ватопедского монастыря, в письме к великому князю, выразил уверенность, что преподобный Максим сможет легко выучить языки, так как имеет немалые способности к наукам.

В 1518 году послы и небольшая делегация со Святого Афона добрались до Москвы. Преподобного Максима Грека тепло встретили: сам великий князь Василий Иванович и митрополит Московский Варлаам.

Преподобный Максим пришел в восторг от княжеской библиотеки и рукописей, хранившихся в Чудовом монастыре. Он занялся переводом книг, а в помощь ему отрядили писцов Димитрия Герасимова и Власа Игнатова, отлично знавших латынь.

Преподобный Максим Грек переводил греческие тексты на латинский язык, а далее уже переводом на церковнославянский занимались Герасимов и Игнатов. Со временем и сам преподобный стал переводить рукописи на церковнославянский язык.

В начале была переведена Псалтирь. Эта важнейшая книга получила одобрение на соборе русских епископов. Князь и митрополит оказались вполне удовлетворенными работой переводчиков. На Москве по достоинству оценили труды преподобного Максима и помощников его. Великий князь осыпал их милостями.

Преподобный Максим Грек попросил разрешения удалиться на Святой Афон, но вот как раз в этом ему и было отказано.

Впрочем, положение святого не ухудшилось. Он занимался переводами, создавал свои труды, а за праведную жизнь пользовался авторитетом среди православных русских людей. К нему приходили за советами и специально приглашали на различные богослужения.

Все закончилось, когда в жизнь преподобного Максима Грека вторглась политика. Сам иеромонах даже и не думал включаться в какую-нибудь борьбу за власть. Он просто честно следовал церковному Преданию, уставу и правилам.

Великий князь Василий III замыслил развестись со своей женой Соломонией из рода Сабуровых. Причиной развода указывалось бесплодие княгини. При этом Соломонию было указано насильственно постричь в монахини. Сама княгиня от этого отказывалась.

Василий Иванович переживал, что у него нет наследника, запрещал своим братьям жениться и искал повод второбрачие сделать законным.

Митрополит Варлаам выступил против намерений великого князя. За что, впервые в истории Московской Руси, был лишен сана и сослан.

Великий князь отправил послание Константинопольскому патриарху с просьбой разрешить развод и второй брак. Но получил категорический отказ.

Преподобный Максим Грек стал на сторону патриарха и митрополита. Он написал «Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующими» для князя Василия Ивановича. Святой пытался образумить правителя и одновременно высказал в своем труде идеи об обязанностях и долге православного владетеля. Идеал государя у преподобного совершенно иной, по сравнению с тем, что изобразил Никколо Макиавелли. Если у флорентийского философа правителю позволительно все, чтобы достичь цели, и не столь важно, какими страстями живет этот самый правитель, то у преподобного Максима Грека подход, предполагает, прежде всего, победу властвующего человека над своими грехами.

Преподобный Максим пишет Василию Ивановичу: «Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти и пожелания своей души — ярость и гнев и беззаконные плотские похоти — всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества».

«Бессловесное естество» — это всего лишь животное, ориентирующееся на инстинкты.

Святой рассуждает прямо: «Ум человеческий, хотя и говорится, что он создан по образу и по подобию Божию, однако относительно навыка ничем не отличается от воска и бумаги. Как на этих, какие кто хочет, такие и начертывает слова; так и человеческий ум: к каким навыкам и обычаям приучишь его — к добрым ли или к злым — в тех он пребывает до конца и охотно живет в них».

Преподобного Максима Грека услышал не только великий князь, но и бояре — сторонники новой невесты Елены Глинской. Праведника обвинили в ереси, неправильных переводах богослужебных книг, чародействе, шпионаже в пользу Турции и прочем стандартном наборе государственных преступлений той эпохи.

Так преподобный в 1525 г. попал в заключение, где его на много лет лишили причастия и возможности создавать свои труды. Не имея писчих принадлежностей, преподобный Максим Грек углем, на стенах, писал слова во славу Духа Святого.

А несчастную Соломонию Сабурову все же насильственно постригли. Ныне мы ее знаем как преподобную Софию Суздальскую. Святая отошла ко Господу в 1542 году. И почти сразу же в православном народе стали почитать «святую праведную княгиню Софию инокиня, чудотворницу».

Во время Смуты (начало XVII в.) преподобная София, явившись во сне руководителю отряда поляков, заставила их уйти от Суздаля, тем спася город от разграбления.

Преподобного Максима Грека освободили от всех церковных прещений только в 1547 г. по настоянию восточных патриархов и святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

До своей праведной кончины преподобный находился в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переводил книги с греческого языка, писал наставления и поучения, обличал католицизм и ереси.

Ушел ко Господу преподобный Максим Грек в 1556 году…

Ангел летит над современной Россией. Солнечные лучи сопровождают его. Птицы веселятся при виде посланника Божия. И радуется сердце ангельское, внимая тому, как в храмах Божиих поют: «Зарею Духа облистаемь, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою».