(Продолжение. Начало - здесь)
Большая игра и ребрендинг террористов
Геополитическое значение Афганистана переценить трудно. Страна является «сердцем» Центральной Азии, и благодаря этому контролировать и влиять на политику региональных стран становится гораздо проще. Так же страна является звеном сухопутных торговых отношений.
Не случайно именно эта страна стала чуть ни главным полем «Большой игры» между Российской империей и Британией, когда в 19 столетии страны Центральной Азии оказались в зоне российского влияния. Собственно, и в последующем столетии мало что изменилось, с той разницей, что Российскую империю сменил СССР, а устремления англосаксов в регионе стали представлять США.
Ко второй половине ХХ века королевская власть Афганистана была достаточно стабильна, обеспечивая в стране межнациональный и межконфессиональный мир. При этом Кабул проводил политику неприсоединения, стараясь строить добрососедские отношения с окружающими странами, что категорически не устраивало США, которые желали видеть Афганистан в качестве плацдарма против СССР.
Еще в 60-х годах американские спецслужбы совместно с пакистанскими коллегами старались дестабилизировать ситуацию в Афганистане, создав террористические группировки радикальных исламистов, в которых начинали будущие главари душманских банд. Собственно, именно с того момента терроризм под знаменами исламизма стал главным инструментом англосаксов в «Большой игре».
Муджахеды (ихвани), «Талибан2, «Аль-Каида», ИГ (организации, запрещенные в РФ) — все эти структуры, терзающие несчастную страну почти полвека, созданы при непосредственном участии спецслужб США.
Напомним, что на территорию ИРА «игиловцы» были «импортированы» именно американцами. Об этом, в частности, было сделано соответствующее заявление российского внешнеполитического ведомства. МИД РФ обнародовал имеющуюся в распоряжении информацию о полетах в разных частях Афганистана «неопознанных воздушных судов, замеченных в оказании поддержки местным боевикам «Исламского государства».
Речь шла о регулярных рейсах, совершаемых как самолетами, так и вертолетами «неизвестной принадлежности», доставляющих оружие, боеприпасы и взрывчатку бандам террористов, действующим в трех северных провинциях страны: Джауздане, Фарьябе и Сари-Пуле.
Кроме того, «представитель провинциального совета южной провинции Газни также публично заявил о присутствии вертолетов без соответствующей маркировки на подконтрольных террористам территориях уездов Вагаз и Хогьян».
Вопрос о принадлежности «воздушных снабженцев» ИГ риторический, если учесть, что афганские ВВС хронически испытывают нехватку исправной воздушной техники и квалифицированного летного персонала, а кроме них и авиации НАТО над Афганистаном никто не летает.
МИД напоминает, что афганским интернет-порталом «Пайям-е Афтаб» ранее был опубликован материал о задержании в январе 2017 года в уезде Кохистанат северной провинции Сари-Пуль трех военнослужащих США с большой партией вооружения. Одновременно там же были схвачены боевики ИГ с крупной партией денежных средств, планировавшие приобрести это оружие у американцев. Однако в дальнейшем при невыясненных обстоятельствах американцы были освобождены из-под стражи и переданы своему командованию, а все документы, включая материалы допросов, деньги и оружие, «таинственным» образом исчезли.
Наконец, губернатор провинции Сари-Пуль М.Вахдат публично подтвердил информацию о ночном приземлении двух вертолетов без опознавательных знаков на контролируемой экстремистами территории в уезде Саяд, которые затем проследовали в направлении правительственной авиабазы в г.Мазари-Шариф, где, как известно, также расположена военная база НАТО «Кэмп Мармоль».
Также экс-президент Афганистана Хамид Карзай в очередной раз прямо назвал организаторов «воздушного моста». В беседе с турецким государственным информагентством Anadolu он указал, что появлением ИГ на территории свой страны афганцы целиком и полностью «обязаны» США.
«Военный контингент США находится в Афганистане для борьбы с терроризмом с 2001 года. При этом террористическая угроза в Афганистане растет с каждым днем. Американские военнослужащие только способствуют укреплению позиций ИГ», - сказал Карзай.
Напомним, что ранее экс-глава ИРА так же неоднократно приводил факты воздушного обеспечения террористов авиацией западной коалиции. Карзай указал, что, на территории Афганистана действуют боевики ИГ, оказавшиеся там усилиями США, которые оказывают им всестороннюю поддержку. Экс-президент считает, что это происходит потому, что Вашингтон не заинтересован в полной победе над терроризмом в Афганистане, и ему необходима активность бандформирований, чтобы оправдать свое военное присутствие в этой стране, имеющей важнейшее геополитическое значение.
Впрочем, можно не сомневаться, что это не единственная цель американцев. «Анклав» ИГ создается ими как плацдарм для экспансии террористов в Среднюю Азию. Это подтверждает локализация баз халифатчиков на севере страны. В частности, по словам председателя Совета провинции Сари-Пуль (граничит с Туркменистаном и Узбекистаном) Мухаммада Нур Рахмони, главная база боевиков ИГИЛ находится в местечке Шохтут уезда Сайёд, тренировочные лагеря талибов расположены на территории уездов Кохистанат, Созма Кала и в селении Лаки в центре провинции Сари-Пуль.
По данным Рахмони, в Сари-Пуле действовало порядка 3000 боевиков. Военным руководителем халифатчиков в этой провинции выступал отставной пакистанский генерал Шайх Нидо Мухаммад Надим. В его распоряжении была значительная группа иностранных советников и инструкторов. Впрочем, и среди боевиков большинство является иностранцами. Помимо привычных здесь узбеков, таджиков и других выходцев с постсоветского пространства, есть и такие, чью национальную и языковую принадлежность местные жители не могут идентифицировать.
Вторым признаком устремленности афганского крыла ИГ на Север является национальный состав амиров среднего и старшего звена. Так, если среди советников и инструкторов есть пакистанцы, саудиты и даже англосаксы, то «политруки» и полевые командиры — сплошь узбеки, таджики, туркмены и киргизы.
В частности, возглавляет афганское ИГ сын ныне покойного главаря Исламского движения Узбекистана (ИДУ) (запрещено в РФ) Тахира Юлдашева, Азизулла. ИДУ в 2014 году влилось в состав ИГ. А осенью 2016 года при довольно странных обстоятельствах Азизулла Юлдашев был выпущен из американской тюрьмы на базе Баграм под Кабулом, а затем перевезен в уезд Дарзаб провинции Джаузджан на севере ИРА, где его дожидались 25 боевиков из числа сподвижников его отца. Очень скоро новая банда подчинила себе вооруженные формирования талибов в ряде районов провинций Джаузджан, Фарьяб и Сари-Пуль, вынудив местное население присягнуть на верность ИГ. Под рукой Юлдашева оказалась вся Северная группировка халифатчиков (Восточная сконцентрирована в провинции Нангархар). Успех Юлдашева источники из афганских спецслужб связывают с тем, что баграмское узилище он покинул весьма состоятельным человеком, не стесненным в средствах, которыми щедро расплачивался с другими джихадистами за лояльность.
Напомним, что о многочисленных фактах, когда американская или британская авиация доставляла оружие халифатчикам, действующим на Ближнем Востоке сообщали иракские и сирийские военные и сотрудники спецслужб. Известно, как минимум два эпизода, когда иракские бойцы открывали огонь по британским транспортникам, сбрасывавшим груз на парашютах на территорию, находящуюся под контролем ИГ.
Впрочем, вернемся к Средней Азии. Помимо баз на Севере Афганистана, идет мощная, прежде всего информационная экспансия на территорию стран региона. Так, сравнительно недавно депутатом нижней палаты парламента Таджикистана Джурахона Маджидзода были обнародованы шокирующие сведения, свидетельствующие о настроениях населения страны. Так, парламентарий сообщил, что 80 процентов 3-х млн. таджиков, имеющих доступ к Интернету, посещают сайты с экстремистским (как правило, салафитским) контентом. Кроме того, по его сведениям, жители Таджикистана получают до 90 тыс. сообщений в соцсетях и смс-рассылках с призывами присоединиться к «джихаду», вступив в террористические сообщества.
То есть, как мы видим, вербовщики террористов обладают более чем значительным потенциалом, и развитой сетью. Кроме того, пропагандируемые ими идеи если и не находят отклик, то вызывают немалый интерес у значительной части граждан, которые несмотря на запрет, изучают экстремистские ресурсы.
Необходимо отметить, что проповедь салафитов в республике имеет немалый успех и потому, что исламисты в своих призывах уделяют немалое внимание идеям равенства и социальной справедливости. Именно того, чего так не хватает жителям республики, большая часть которых влачит нищенское существование, страдает от тотальной коррупции и кумовства чиновников. Значительная часть трудоспособных таджиков, чтобы прокормить свои семьи вынуждены батрачить за границей.
Впрочем, пропагандисты ИГ (запрещена в РФ), целенаправленно работающие по Средней Азии, эксплуатируют не только социальные проблемы.
Спецслужбы Киргизии задержали на юге страны в городе Ош эмиссара ИГ, прошедшего подготовку в лагерях организации и получившего боевой опыт в боях и терактах на территории Сирии и Ирака. На родину он вернулся, точнее, был направлен с вполне конкретным заданием. Он должен был создать в Оше ячейку бандподполья и подготовить террористические акты.
Необходимо отметить, что Ошский район является довольно сложным местом в Киргизии. Здесь дважды — в 1990 и 2004 гг. полыхали тяжелые межнациональные конфликты, оба раза вылившиеся в резню и этнические чистки. И сегодня здесь сохраняется высокая вероятность возобновление киргизо-узбекских столкновений.
Можно не сомневаться, что эмиры ИГ направили своего эмиссара в Ош для того, чтобы с помощью терактов попытаться спровоцировать очередное межнациональное противостояние, которое будет на руку радикальным исламистам. По данным правоохранительных структур более 500 граждан республики участвовали в боевых действиях на Ближнем Востоке, и, скорее всего, эти данные неполные.
Терроризм под знаменем ваххабизма в руках американских спецслужб и их ближайших союзников превратился в излюбленный и чуть ли не универсальный инструмент, с помощью которого они стараются решать весь комплекс геополитических задач на глобальном уровне. И этот инструмент чуть не был выбит из их рук, когда талибы в ходе яростных боев конца 2019 года разгромили банды и базы ИГ на Севере Афганистана.
Ситуация для террористов и их западных покровителей усугубилась тем, что они не сумели добиться поддержки местных жителей. Афганцы вообще настороженно относятся к чужакам-иностранцам, и идеи всемирного халифата также их не увлекли.
Если к этому прибавить, что бренд «Исламского государства» оказался существенно дискредитирован не только в Афганистане, американскими спецслужбами было принято решение о глубинной реорганизации этой структуры, создании на ее основе новой международной террористической сети под новой вывеской с привлечением старых еще сохранившихся кадров. И в качестве площадки для ее создания Афганистан не имеет альтернативы. И дело не только в том, что здесь есть не подконтрольные местным властям или «Талибану» территории — базы оккупационных сил, где можно готовить террористов, но и в близости тех стран, против которых это все и затевается, России, Ирана, Китая, государств Средней Азии.
(Продолжение следует)
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках