Возвращение Халифата
Николай Севостьянов

Возвращение Халифата

Зачем США отстраивают запрещенное Исламское Государство в Афганистане

В прошлый раз мы остановились на том, в чем состоит уникальный характер Афганистана и какую роль он играет во внешней политике Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке. А поскольку эта роль настолько же важна, насколько и деструктивна, то встает вопрос — каким образом Соединенные Штаты собираются реализовывать свои региональные интересы, если война в Афганистане так и не стала для них успешной? Ведь«Талибан» в значительной степени по-прежнему контролирует страну, ежедневно отстреливая кабульских чиновников и рекрутируя в свои ряды вчерашних дезертиров из правительственной армии.

Ответ состоит из всего двух слов — Исламское Государство (запрещено в РФ), самый амбициозный американский проект в Новейшей Истории. И пусть в Сирии и в Ираке — там, где оно зародилось — ИГ было разгромлено, не стоит списывать эту организацию со счетов. У неё по-прежнему есть три основных ресурса:

1) Колоссальные денежные средства, аккумулированные на тайных счетах и ждущие своего часа;

2) Огромная армия потенциальных сторонников от Магриба до Филиппин;

3) А самое главное — интерес США, направленный на то, чтобы и дальше использовать эту организацию в качестве мощнейшего инструмента по устранению конкурентов и насаждению управляемого хаоса.

В Афганистане интересы Вашингтона и международной исламистской сети пересекаются. Американцам нужно «зажечь» Среднюю Азию и интенсифицировать конфликт в Восточном Туркестане. Джихадистам — создать новые базы и вновь поднять вопрос своей квазигосударственности. Вот и поле для сотрудничества, причем, как я уже писал, в последнее время оно развивается столь стремительно, что всё больше информации попадает в Интернет — в соцсети, региональные СМИ и закрытые телеграм-каналы.

Вообще, для Афганистана ИГ не является новым явлением. Филиал группировки появился в стране еще в период победоносного шествия джихадистов по Ираку, когда казалось, что еще немного и падёт Багдад. Именно к 2014 г. относятся первые сведения об успешных операциях ИГ в Афганистане, а уже в январе 2015 г. террористические медиаресурсы открыто обозначили свои притязания на «Вилаят Хорасан», включающий в себя большую часть Афганистана, а также территории Ирана и Пакистана.

Тем не менее, все последующие годы операции на данном направлении носили довольно ограниченный характер и реальной угрозой для «Талибана» ИГ так и не стало. Более того, в конце 2019 г. сторонники данной организации понесли целую серию тяжелых поражений в провинциях Кундуз и Нангархар. Значительную часть «игиловцев» перебили талибы, а те, кто уцелел — сдались в плен Правительственной армии.

Казалось бы, на этом история ИГ в Афганистане должна была завершиться. Но напротив — именно с этого момента начинается самое интересное. Уже в январе 2020 г. сразу несколько джихадистских телеграм-каналов призвали «делать дуа за братьев», которые находятся в безопасности и скоро «ин ша Аллах вернутся к Джихаду». А еще через некоторое время уже из других источников появились сведения и о том, где находится это «безопасное» место. Оказалось, что речь идёт об окрестностях авиабазы «Баграм», куда и были доставлены пленные, после чего была проведена сортировка по этническому признаку.

Сообщается, что наибольший интерес был проявлен к тем боевикам, которые либо являются выходцами из России или КНР, либо относятся к числу этносов, составляющих костяк среднеазиатских республик. Прежде всего, это таджики и узбеки. После оперативной фильтрации все они были включены в подготовительные программы под руководством американских «спецов». Основное направление — организация партизанской войны. И как сообщают всё те же Тг-каналы, уже скоро «братья отправятся на север Вилаята (т.е. в северные и северо-западные провинции — прим.)», то есть, в те зоны, которые непосредственно примыкают к постсоветским республикам Средней Азии. Называется даже цифра в «25 муджахидов», именно столько должно быть в каждой группе. Что самое важное — «братья» ни в коем случае не должны повторять прежних ошибок и обязаны всеми силами избегать прямых столкновения с «Талибаном». Более того, в безвыходной ситуации им не возбраняется даже принести «байат» (присягу — прим.), если это позволит закрепиться на нужной территории.

Отчасти, всё происходящее — следствие переговорного процесса между Вашингтоном и умеренными талибами. Штаты так и не смогли разгромить данную группировку и оказались в ситуации, когда единственный выход — это идти на уступки, а заодно зондировать почву для обоюдовыгодного сотрудничества, направленного на внешнюю экспансию. Как минимум, американцам нужно, чтобы «Талибан» перестал несогласованно громить «игиловцев», учитывая какие проблемы доставляет эвакуация. Ведь мало того, что в своё время Штаты откровенно «спалились» на вывозе боевиков из Ракки, так и в Афганистане не удалось проделать то же самое без последствий. Летом 2018 г. афганские информагенства «Пажвак» и «Жвандун» сумели запечатлеть эвакуацию игиловцев из провинции Нангархар после того, как боевики были окружены превосходящими силами «Талибана».

И, конечно же, не следует воспринимать это как разовую акцию. Американские спецслужбы аналогичным образом спасали своих подопечных и годом ранее, причем не только от талибов, но и от своих же марионеток из Афганских сил национальной безопасности. Подобное имело место не только весной 2017 г., когда вертолёты без опознавательных знаков перебрасывали боевиков с юга Афганистана в провинцию Балх, но и в августе, когда отряд игиловцев был опять же на вертолётах вывезен из северной провинции Джаузждан.

Что интересно, как и в 80-е годы Вашинтон активно эксплуатирует своего подрядчика в лице Пакистана. Последний не только оказывает логистическое сопровождение по переброске боевиков поближе к северной границе Афганистана, но и помогает поддерживать каналы «импорта моджахедов», в том числе морским путём. Так, оперативники ISI не только следили за работоспобностью иракского и сирийского направлений, но и участвовали в таком экзотическом проекте, как переброска в Афганистан боевиков из ЦАР, ранее действовавших в оперативном подчинении «Селеки». Кроме того, именно Пакистан оказывает информационную поддержку, в том числе путём пропагандистского радиовещания на пограничные районы.

Ну и последнее — не так давно сразу несколько иранских блогеров обратили внимание на то, что в Захедане, административном центре провинции Систан и Белуджистан, который находится всего в 40 км. от точки, где пересекаются границы Ирана, Афганистана и Пакистана, появилось большое количество людей с подлинными афганскими паспортами, которые при этом на афганцев не очень-то и похожи, а вот на арабов — вполне. И всё бы ничего, но почему-то одновременно с этим в Кабуле, Мазари-Шарифе и Кандагаре, как говорят, резко выросли цены на краденые афганские документы, которые, прямо скажем, никогда не были чрезвычайно ходовым товаром. Получается, дорога действительно работает и поток боевиков не ослабевает. А значит, уже в скором времени Афганистан ожидает серьёзные потрясения, если только политический кризис не похоронит Штаты раньше, чем они ввергнут регион в еще одну бесконечную войну.