Ассиметричный ответ Анкары
Борис Джерелиевский

Ассиметричный ответ Анкары

Эрдоган давит на «мягкое подбрющье» России в Закавказье

Очередной армяно-азербайджанский кризис, вспыхнувший 12 июля, отличается от «апрельской войны» хотя бы тем, что вооруженные столкновения происходят не на рубежах Нагорного Карабаха, а непосредственно на армяно-азербайджанской границе, что автоматически ставит вопрос об угрозе члену ОДКБ.

Хотя стороны и обвиняют в эскалации друг друга, нетрудно понять, кто из них в большей степени заинтересован в этом конфликте. Так, посол Баку в России Полад Бюльбюль-оглы, прямо указал, что Азербайджан не исключает перерастания конфликта на армяно-азербайджанской границе в полномасштабные боевые действия, поскольку Баку намерен добиться возврата Нагорного Карабаха, а мирные переговоры длительное время не дают результата, и остается только решение конфликта военным путем.

«Азербайджан никогда не смирится с потерей 20% своей территории. Разговор даже не идет о Нагорном Карабахе, разговор не идет о том, что кто-то хочет выгнать оттуда лиц армянской национальности. Разговор идет о том, что оккупировано 20% территории Азербайджана. Как вы думаете, 10-миллионная, богатая, развитая инфраструктурно, вооруженная страна будет позволять оккупировать бесконечное количество времени свою территорию? Это же невозможно», - заявил Полад Бюльбюль-оглы.

«До тех пор, пока будет оккупирована азербайджанская территория, такие инциденты неизбежны. (...) К сожалению, большие страны, наши соседи, стараются заморозить этот конфликт, чтобы он бесконечно длился. Переговоры не могут идти ради переговоров. Переговоры должны давать результаты. (...) Мы об этом много раз говорили, что азербайджанский народ никогда не смирится с потерей своих территорий. (...) Такие конфликты будут продолжаться и в один день могут перерасти в масштабную войну, которая будет катастрофой для всего региона», - заявил посол, добавив, что в Баку не допустят создания «второго армянского государства на территории Южного Кавказа».

То есть, представитель Баку в России, если и не прямо признает, что инициатором данного обострения выступила его страна, то дает понять, что Азербайджан намерен воспользоваться данной ситуацией для решения своих проблем.

И эта фактическая угроза обращена, прежде всего, к Москве, поскольку сложившаяся ситуация наносит максимальный ущерб, из числа третьих стран, именно России. Напомним, что Азербайджан является важным экономическим партнером РФ, а Армения — военным и политическом союзником нашей страны. В случае эскалации конфликта будет, в любом случае, нанесен тяжкий удар по интересам Москвы в Закавказье.

Даже если в случае успешного российского посредничества конфликт будет погашен, можно ожидать усиления антироссийских настроений в Армении, где часть общества обвинит нашу страну в неисполнении союзнических обязательств. Прямое же вмешательство России в конфликт, согласно обязательствам, взятым в рамках ОДКБ, надолго разрушит наши отношения с Баку и еще теснее привяжет Азербайджан к Турции.

Кстати, Анкара заявила о своей поддержке Азербайджана в конфликте с Арменией, буквально с первыми выстрелами.

«То, что делает Армения, неприемлемо. Пусть она придет в себя. Мы будем поддерживать Азербайджан для сохранения его территориальной целостности. Азербайджан не одинок», - заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

Столь быстрая и однозначная реакция, выходящая за рамки обычных дипломатических приличий, предполагающих «выражение озабоченности», наводит на мысль, что разворачивающаяся на армяно-азербайджанской границе трагедия вполне может быть инициирована Анкарой, в качестве «ассиметричного» ответа …России.

В настоящий момент для Турции складывается неблагоприятная ситуация в Ливии, где ей и ее исламистским марионеткам противостоит ситуативный альянс Египта, ОАЭ, России и Франции (в СМИ появилась информация об участии французских военных в уничтожении турецких ПВО в Ливии).

Крайне непросто складывается ситуация и в находящихся под турецким контролем террористических анклавах в Сирии. В ответ на подрыв российского БТР самолеты ВКС работают по целям в Идлибской зоне.

С 14 июля 2020 года авиация РФ начала наносить мощные ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков, опорным пунктам, фортификационным сооружениям и тыловым военным объектам в районе населенных пунктов Кансафра, Аль-Фатира, Бенин, Хумаймат, Дугмаг, Кабани, Джебель-Аз-Завия, Джебель-Аль-Акрад и Джиср-эш-Шугур в южной части Идлибской зоны деэскалации.

Под удар в основном попали боевики Исламской партии Туркестана в Сирии (филиал воинственных уйгуров-салафитов из Китая) и группировка «Хуррас аль-Дин», отделившаяся от «Хайат Тахрир аль-Шам». Деятельность всех трех организаций запрещена в России.

Что-либо противопоставить действиям наших войск по турецким питомцам Анкара в Сирии не может.Тем более, что они сами спровоцировали «ответку», когда 11-12 июля попытались атаковать российскую авиабазу Хмеймим беспилотниками и подорвав российский БТР.

По всей вероятности, чтобы снизить активность России в Сирии и в Ливии, турки поддержали провокацию на армяно-азербайджанской границе, давая понять, что Москва, развивая свои успехи в Магрибе, рискует получить большие проблемы в Закавказье.

Впрочем, следует исходить из того, что положение и у самой Турции далеко не блестящее. Страна находится в политической изоляции, рассорилась со многими соседями и вновь превращается в «больного человека Европы». Соответственно, удачные ассиметричные действия в отношении Турции могут отбить у нее охоту тянуться к российскому «подбрющью».