Нас ждет судьба Второго Рима
Отдел информации

Нас ждет судьба Второго Рима

если не перейдем от слов к делу внутри и снаружи

Все сегодня, начиная от Патриарха и кончая последней прихожанкой, научились ставить диагнозы. Как что-то произойдет, мы сразу знаем: «Бог наказал», «Бог вразумил», «Надо сделать так или этак…». У нас сейчас недостаток не в том, кто ставит диагноз, а вопрос в том, как и кому эти указания и рекомендации исполнять. У нас ведь сегодня общество, Церковь оскудела делателями, братья и сестры. Это особенно ярко и воочию проявилось вот в таких искушениях, которые мы с вами переживаем. Я никогда не уничижаю подвиг врачей, которые в миру, я беру свою духовную стезю.

Ведь посмотрите, с каких амвонов, с каких только духовных мест ни говорится: «Божье посещение», «Господь вразумит», «Господь не оставит»… Очень всё правильно и хорошо, братья и сестры. И самое главное, в результате всех этих «посещений» надо меняться всему роду роду человеческому! А род человеческий, народ русский, народ российский, который живет сегодня на этой земле, ждет-не дождётся, когда откроются магазины и супермаркеты, когда можно будет ходить в кинотеатры и отдыхать на пляжах. Посмотрите новости, только и говорят: «Сняли карантинные меры», «У нас наполнились салоны красоты, пошли люди». Так как этому народу, который мы сегодня имеем (ведь это все Церковь — они приходят в храм Божий), как ему меняться? Сказав эти высокие слова, как ему меняться? Тем более, что зачастую мы скажем эти высокие слова, а потом сядем в свои вертолеты и «Мерседесы», позвякивая бриллиантами, и улетаем восвояси, опять же, к своей собственной жизни. А народ мечется.

Особенно обидно, когда эти слова и эти призывы говорятся в таких святых местах, в которых написано на стенах, как это делается.

…Лавра преподобного Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский, создавая Московскую Русь в те самые достопамятные времена 14 века, по существу получил в наследие такое же больное общество — народ, искалеченный татарами, искалеченный нашествиями. Вообще стол вопрос, а будет ли дальше Русская земля бытовать? Будет ли Церковь Христова просвещать на этой земле? Что явится здесь — язычество, ислам? Храмы Божии были в запустении, превращенные в скотники и конюшни.

И он взял этот груз. Что сделал преподобный Сергий? Забрался на амвон и стал говорить высокие мысли? Да не был он краснословным, не оставил нам с вами даже никакого описания трудов многотомных, в которых бы учил нас уму-разуму.

Он, братья и сестры, первый поступил, как нужно поступать по заповедям Божиим. Он первый на себя применил, как надо меняться. Он первый исполнил то, что говорится в Евангелии — заповеди Христовы. Первый показал, что такое любовь, что такое смирение, что такое терпение, что такое объединение. Он возвысил культ Пресвятой Троицы в знак единения, в знак объединения Единого Бога, в знак объединения всей Руси для того, чтобы подняться и возродиться.

И поверьте мне, не его слова и даже не стольо его деяния, но и его внешний вид, братья и сестры, напоминал и вразумлял, потому что к его святой обители приходили все — и князья, и бояре, и простые смертные. И все видели, как он трудится в лаптях, в рваном подряснике на огороде со всей братией, а зачастую, и служа этой братии. Он делал то самое дело — объединял Русское Московское государство. В результате мы живем сегодня именно по его трудам, именно на его земле, которую он собрал для нас с вами.

Так вот, говоря слова высокие, призывая, братья и сестры, не лучше ли повернуться и посмотреть на раку преподобного Сергия? Не просто говорить его святыми молитвами, а кто-то первый, который имеет власть, который имеет доступ сегодня, тот, о котором много говорят, может быть, он первым скажет: «Ребята, а не слишком ли мы в эти ужасные времена гневаем Бога своей жизнью? Не слишком ли мы много имеем для того, чтобы проповедовать среди этого заблудшего, побитого, разрозненного народа?»

Не воспринимает Он нас таких, какие мы есть сегодня, говорят высокие слова. Нет никакого результата, братья и сестры, только одно озлобление. Значит, сегодня слово не столько важно, как дело! И пока те, кто сегодня призывает к перемене, не поймут это и не поменяют церковные общественные отношения, ничего толком не произойдет, даже если мы еще десять тысяч храмов построим и даже если будем вещать по телевизору 26 часов в сутки.

Сегодня нужно дело. Сегодня должен каждый человек, начиная с самого сановитого, сказать: «Делай как я» — иди к больным, иди к нищим, откажись от роскоши, откажись от привилегий, прекрати дистанцирование от народа Божьего. Тогда народ Божий, оставшийся, который верует, который идет, конечно же, вразумить и поймёт, что, оказывается, и говорят, и делают — это одно и тоже, как это было во времена преподобного Сергия: поднялась Русь, породила Россию, великую православную Империю, мы все этого хотим, мы все на это уповаем. Другого пути просто нет. И если говорить об изменениях, нужно говорить об изменениях, прежде всего, самого себя.

Я свято верую, что Господь нас не оставляет, потому что если все сложить беззаконие, пустословие, которое творится и происходит, братья и сестры, то вряд ли мы жили бы сегодня, если бы Господь не миловал нас и не терпел нас с вами. Всех, кто говорит хорошо и плохо, кто-то делает, а кто-то не делает, Господь милует, а значит, Господь ждет от нас с вами…

Те, которые претендуют на нас, они делают, они совершают. Знаете, что на днях святая София вновь стала мечетью, там идут мусульманские богослужения. Они делают, они забивают, они позиционируют себя. Я не говорю, что их пример идеален, но их пример может быть для нас вразумителен, потому что во времена оные, когда была святая Византия, греки балаболили сидели, рассуждали, занимались богословием, спорили между собою, а поспорив, шли в баню, парились, потом пили кофе, а потом опять спорили сидели, только потому что Империя. А османские, арабские племена объединялись в это время, рожали детей, создавали семьи и воинство. И в результате получилось — тот, кто делает, тот и победил, а тот, кто болтал и спорил о целесообразности, тот проиграл. Вот у нас с вами может получиться такая участь. Я согласен с владыкой Иларионом, который в ответ на происходящее сказал, что, конечно, это от слабости не только вселенского патриарха, это происходит от слабости всего вселенского православия, потому что мы научились только надувать щеки. Это то, в какие условия нас поставили.

Но самое главное, что святая София, чтобы в ней ни происходило, это храм, посвящённый Господу нашему Иисусу Христу. И он всегда останется для нас таковым — храмом славы Премудрости Божией. Аминь!