Минское «гостеприимство»
Дмитрий Цыбаков

Минское «гостеприимство»

Лукашенко завершает игры в российско-белорусскую интеграцию

Неожиданные задержания граждан Российской Федерации и народных республик Донбасса на территории Белоруссии уже признали самым серьезным кризисом в отношениях Москвы и Минска за всю их непростую историю. Показательный демарш, устроенный Александром Лукашенко, стал очередным холодным душем для тех в России, у кого еще оставались иллюзии относительно подлинных намерений президента Белоруссии относительно развития Союзного государства, да и относительно его внешнеполитического курса в целом.

Вспомним, что именно со стороны официального Минска регулярно торпедировались все принципиальные договоренности об интеграции с Российской Федерацией — от отказа вводить единую валюту в далеком 2005 году до срыва подписания соглашений о тесном, фактически конфедеративном, союзе двух стран осенью-зимой 2019 г. Все прошедшие годы глава Белоруссии с большим успехом играл на противоречиях Запада и России, демонстративно отмежевывался от всех значимых акций Кремля в ближнем и дальнем зарубежье — будь то признание Абхазии и Южной Осетии или воссоединение с Крымом. А национально-освободительная борьба народа Новороссии вызвала в политической элите братского государства-союзника настоящую панику.

Следствием стало уже непросто показное братание с «кровавым пастором» и узурпатором Турчиновым. После 2014 г. от Бреста до Гомеля ведется обвальная «белоруссизация», затрагивающая и культуру и образование и медийное пространство. Соответствующие изменения внесены и в Доктрину информационной безопасности республики в редакции от 18 марта 2019 г., где однозначно делается ставка на защиту, прежде всего, белорусского языка, а также на «закрепление в Беларуси и за ее пределами белорусской национальной концепции исторического прошлого страны и белорусской модели памяти». Стремительными темпами в крупных городах пытаются по примеру украинской пропаганды сформировать очередного социокультурного конкурента общерусской идентичности — некую искусственную «литвинскую» общность.

Долгое время стоического наблюдения Кремля за демаршами своего официального союзника к началу этого года стало подходить к концу, и накануне выборов 9 августа Лукашенко уже не пользовался той безоглядной поддержкой с Востока, как это было в прежних аналогичных случаях.

На этом фоне и разразился скандал с арестами в санатории под Минском российских граждан, предположительно имеющих отношение к ЧВК, которые официально не существуют в России. Судя по всему, речь здесь не идет о простом перехвате очередной группы контракторов, по неясной пока причине задержавшихся на одном из пунктов своего транзитного маршрута в далекие южные края.

Не имеющих оружия и специальных средств и не скрывающихся от чужих глаз людей по состоянию на 30 июля обвинили в подготовке террористических актов. Думается, что будь происходящее недоразумением или эксцессом рядовых исполнителей, то задержанные были бы уже на месте своего назначения или без особой огласки оказались бы в одном из аэропортов Москвы. Однако уже за пару недель первыми лицами Белоруссии через СМИ стали нагнетаться страсти о «бандитах» и «боевиках», готовых наводнить белорусские просторы. Теперь же задержанных не только подводят под «тяжелую» статью, но и ведут консультации с киевскими дипломатами о судьбе тех из них, кто воевал в народном ополчении ЛДНР и сохранил при себе украинский паспорт. В случае реальных шагов по выдаче бывших военнослужащих республик Донбасса на расправу в Киев, окажется совершенно дезавуирован статус Минска как якобы «нейтральной» переговорной площадки между ДНР, ЛНР и администрацией Зеленского. Официальные заявления по этому поводу со стороны Донецка и Луганска, думается, могли бы несколько остудить горячие головы в белорусской столице.

Не исключено появление в скором времени вероятных «подельников» арестованных из числа белорусских «оппозиционеров» или же наличие провокаторов или не выдержавших допросов «с пристрастием» в их собственных рядах.

Сейчас трудно сказать, является ли происходящее очередным шантажом российского руководства, или минские власти действительно скатываются на откровенно прозападные позиции. По крайней мере, информационная шумиха, поднятая вокруг полумифических «вагнеровцев/пригожинцев/МАРровцев» станет еще одним жупелом пропагандистской войны за умы граждан Белоруссии, где теперь навсегда будет отпечатан шаблон о том, как «московские наймиты» пытались лишить независимости братский народ.

Надо понимать, что произошедшее стало следствием, в том числе, и непоследовательной политики российских властей в сфере развития частного военного контрактинга. После 2015 года, официально не существующие в РФ негосударственные военные подрядчики стали регулярно отмечаться в регионах вооруженных конфликтов в странах «третьего мира». При этом в российском парламенте более 10-ти лет пылятся не менее трех законопроектов «О военно-охранных компаниях» (!). По-прежнему не прослеживается политической воли легализовать или же запретить то, что существует в реальности и имеет для национальных интересов весьма противоречивый эффект.

Благодаря стараниям активных блогеров и СМИ в общественном мнении уже и в планетарном масштабе сложились устойчивые стереотипы о «наемниках из России», почти идентичные по смыслу и содержанию гремевшим по всему миру мифам о «русской мафии» периода 1990-х годов. Это только облегчает проведение многоходовых провокаций против российских интересов, когда при отсутствии официальной регистрации негосударственных военных компаний, обвинения в самых тяжких грехах могут быть предъявлены кому-угодно — кого выгодно будет преподнести как «русского наемника» и кто мало-мальски будет вписываться в слепленный за последние годы образ «солдата удачи».

Следует вывод, что минские власти сознательно раскручивают широко разрекламированную тему «русских наемников» в угоду своему жизненному интересу — любой ценой удержать бразды правления после 9 августа 2020 года.

Безусловно, реакция российской стороны должна, как минимум, превосходить дежурные фразы о необходимости «соблюдения прав задержанных граждан России», с набившей оскомину деликатностью озвученные официальными представителями нашей страны.

Дмитрий Цыбаков,

доктор политических наук