Испита чаша негатива «последнего диктатора Европы»
Офис украинского «президента»-комика оповестил общественность о том, что Зеленский провел со своим белорусским коллегой переговоры по поводу захваченных белорусским КГБ россиян. Зе, как известно, добивается «экстрадиции» оказавшихся в положении заложников граждан РФ.
Сообщается, что в ходе телефонного разговора стороны отметили важность «эффективного взаимодействия» компетентных органов двух стран и передачу Украине лиц, «подозреваемых в террористической деятельности».
В сообщении подчеркивается, что Зеленский убежден, что задержанным не удастся «избежать справедливого наказания». В свою очередь, Лукашенко в разговоре с Зеленским заявил, что по факту задержанных россиян Минск будет сотрудничать в рамках международных соглашений, подписанных с Россией и Украиной.
То есть, белорусский глава продолжает усиленно продвигать данную тему, вопреки многочисленным прогнозам, что он постарается теперь «спустить дело на тормозах» и потихоньку вернуть задержанных в Россию. При этом противоположная версия о возможной выдачи даже не рассматривается, поскольку «Лукашенко никогда на такое не решится».
Но, если быть точным, то надо признать, что на подобные дела он уже «решался». В 2016 году Минск по требованию Баку задержал, а потом и выдал Азербайджану блогера-путешественника Александра Лапшина, чья «вина» состояла в том, что он ездил в Карабах из Армении. При этом Баку продолжает считать Карабах своей территорией, и все, кто туда попадает, минуя Азербайджан, автоматически считаются нарушителями государственной границы со всеми вытекающими последствиями.
Лапшин после этого побывал и в самом Азербайджане, после чего неодобрительно отзывался о порядках там и посмеялся над местными пограничниками. И вот после этого нелегкая занесла его в Минск, где он и был арестован, поскольку Азербайджан объявил его в розыск по указанным выше причинам. Не помогло Лапшину ни российское гражданство, ни украинское, ни израильское (он гражданин 3-х стран). Не спасло его даже заступничество международных правозащитных организаций вроде Amnesty International. «Бацька» выдал его Ильхаму Алиеву, и Лапшина судили в Баку, дали 3 года тюремного заключения, признав виновным в нарушении госграницы и публичных антигосударственных призывах (через 3 месяца Алиев его помиловал).
И тогда все сошло Лукашенко с рук, укрепив его в сознании, что он «в своем праве». И сегодня, увы, ничего нельзя исключать. И захват россиян с перспективой их возможной выдачи Киеву на пытки и издевательства — не единственный странный шаг «Бацьки».
Чего только стоит развертывание войск на границе России, мобилизации резервистов, рейдерский захват «Белгазпромбанка», белорусского представительства «Газпромбанка» и явно враждебная риторика в адрес нашей страны.
«Россия оправдывается», «Русские поджали хвост», «Приумолкли наши старшие братья», «Попытка организовать бойню в центре Минска уже очевидна», «Прекратите врать… в СМИ! Прекратите! Вы же уже опозорились!», «Не взрывайте обстановку, ибо будет полыхать так, что до Владивостока будет тяжело!» - наиболее яркие цитаты его выступлений последних дней.
Все это в совокупности вызывает всего лишь один вопрос: а зачем это вообще устроил «Бацька»? Ответ «Для победы на выборах» не выдерживает критики по той простой причине, что для переизбрания у него и так все в наличии: безграничный админресурс, послушные силовики, готовые выполнить любой, даже заведомо преступный приказ, мощная пропагандистская машина и инертное в основной массе население. Он еще и часть «конкурентов», которые, конечно, никакими конкурентами для него не были, в кутузку отправил.
Строго говоря, нынешние протестные выступления реальной проблемы для него не представляют. Тем паче, что он сам хвастался, что справился с 6-ю (!) цветными революциями. И это действительно так — до сих пор он вполне успешно управлялся со всеми посягательствами на свою власть со стороны Запада.
Если быть честным, то для Лукашенко и его власти сегодня есть всего лишь одна угроза — он сам. Ведь все 26 лет, которые он находится у власти, основой относительного благополучия Белоруссии, ее стабильности и, соответственно, его режима было тесное экономическое взаимодействие с Россией и ее фактическая дружеская помощь.
Будем честны: «белорусского чуда» не состоялось, несмотря на все дотации и вливания. Братский народ явно не шикует, многие живут довольно трудно, что изобличает «Бацьку» как не слишком талантливого руководителя. И сегодня, даже выиграв выборы, он, испортив отношения с Россией, проиграет власть и страну, ведь без ее помощи, Белоруссию ожидает тяжелейший кризис, из которого она сама не выберется.
Так для чего Лукашенко конфронтация с Россией? Практических объяснений у этого нет. Скорее всего, ответ — в зоне компетенции психиатров и психологов. Дело в том, что «Бацька» всегда не просто не любил, а ненавидел Владимира Путина, полагая его «выскочкой» и «узурпатором». Не секрет, что некогда Александр Григорьевич всерьез видел себя преемником спившегося и стремительно деградировавшего Ельцина, и ради этого и продвигал тему «Союзного государства». Но появление Владимира Путина похоронило эти мечты. И в глубине души Лукашенко понимает, что его «конкурент» гораздо органичнее, чем он сам, был бы на посту главы объединившихся славянских стран. И взвесив свои шансы, он решил, что лучше быть первым в галльской деревни, чем вторым в Риме, и стал откровенно саботировать интеграцию, которую теперь стал продвигать «укравший у него трон» Путин.
Свою нелюбовь «Бацька» скрывал, но не всегда успешно, а теперь, похоже, совсем слетел с катушек. Возможно, триггером стал какой-то момент во время его визита в Россию — на Парад Победы, или на открытие памятника под Ржевом. Но как бы то ни было, весь копившийся в душе Лукашенко годами негатив — злоба, зависть, обиды, теперь полезли наружу. И, похоже, он теперь не может остановиться.
Осознает ли «Бацька» то, что совершает суицид, или, говоря современным языком, «самовыпиливается» (этот термин даже больше подходит, поскольку намекает на растянутость действия)?
Возможно, что он успокаивает себя тем, что для России незаменим, и потому она все простит. Действительно, реальной альтернативы на политической арене Белоруссии, приемлемой для России, нет.
А вот насколько незаменима сама Белоруссия? Все последние годы Москва работала над созданием альтернативных путей транзита углеводородов, проведены серьезные мероприятия по импортозамещению, позволяющие минимизировать ущерб от разрыва экономических связей. В контексте развития военных технологий даже значение Белоруссии в качестве форпоста или, вернее, стратегического предполья невелико. Тем более, что откровенно двурушническая политика «Бацьки» не позволяет его рассматривать как надежного союзника.
То есть, свое значение для Кремля в качестве главы Белоруссии Лукашенко явно переоценивает. Конечно, его попытаются из Москвы отговорить от суицида. Но судя по всему, он намерен упорствовать. И, в конце концов, от него придется отступиться, предоставив избранной им самим судьбе.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках