Провал коленопреклоненной Украины
Юрий Котенок

Провал коленопреклоненной Украины

Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин о том,как «дружба» Киева и Минска быстро закончилась

Почему в Киеве выжидали, а затем не признали выборы в Белоруссии свободными и демократическими, фактически отказав Лукашенко в легитимности?

- В окружении Зеленского, с одной стороны, ожидали разрешения ситуации с задержанием в Белоруссии российских ЧВКшников. С подачи украинской прокуратуры и СБУ в Белоруссию был направлен запрос на их выдачу. В Киеве питали надежду на то, что операция СБУ по вербовке ЧВКшников на территории РФ увенчается успехом, и получится не только вбить клин в отношения Минска и Москвы, но и вывезти этих людей с территории Белоруссии на Украину. С другой стороны, Киев присматривался к тому, какую позицию займут Вашингтон и Брюссель, чтобы как обычно следовать в обозе у «атлантической политики».

Но ситуация в Белоруссии начала развиваться совсем не так, как ожидали в Киеве. Вспыхнувшие после выборов протесты и жесткий накат на Лукашенко с Запада, откуда звучат слова о непризнании итогов выборов и угрозы введения санкций (которые неизбежно будут введены), а также требования уступить власть оппозиции, подтолкнули Лукашенко к коррекции внешней политики, после чего он начал часто созваниваться с Путиным и, в конечном итоге, выпустил ЧВКшников обратно в Россию. Стоит заметить, что сын Лукашенко Виктор, который курирует силовые структуры Белоруссии, перед отъездом ЧВКшников домой, лично принес им извинения от лица государства.

Узнав об этом, офис Зеленского разразился истерикой о том, что Белоруссия поступила недружески (!), всячески обманула Украину в лучших чувствах, и, вообще, выборы в Белоруссии были несвободными и недемократическими. А тут еще и США с НАТО окончательно определились с непризнанием Лукашенко. Так что Зеленский попытался сделать вид, что от расстройства в лучших чувствах не признал Лукашенко, а не потому, что он не мог признать в силу позиции реальных хозяев Украины, которые дергают его — Зелоенского — за ниточки.

И уже после того как Лукашенко заявил, что Украина — страна, стоящая на коленях, из Минска и вовсе отозвали посла «для консультаций». Как представляется, чтобы понять, что Украина стоит на коленях, никакие консультации не нужны. Вот так вот завершилась недолгая попытка «внешней политики Зеленского» полавировать на белорусском направлении. Эта игра была на поверхности, и не думаю, что Лукашенко хоть на минуту обманывался в мотивах выжидания Зеленского.

- Каковы перспективы отношений Белоруссии и Украины?

- Если у власти в том или ином виде сохранится Лукашенко, нас ждут дальнейшее ухудшение этих отношений на фоне улучшения отношений Белоруссии и России. Так как давление Запада подталкивает Лукашенко к более тесным контактам с Москвой, Украина топит против Лукашенко именно в силу того, что при его сохранении, старая политика Минска в отношении Украины закончится, а новая будет куда как более прохладной.

Если же Лукашенко не устоит, линия Украины будет зависеть от того, кто придет к власти — пророссийский или прозападный кандидат. Если пророссийский, выступающий за Союзное Государство, то отношения будут ухудшаться еще быстрее, чем при Лукашенко. А если к власти придет кандидат под змагарским лозунгами, Украину и Белоруссию будет ждать «теплая дружба против России». В этом случае, Белоруссия станет частью того же «санитарного кордона», часть которого уже является Украина. Основной смысл дружбы в рамках этого «санитарного кордона» — борьба против России в интересах реальных строителей этого стратегического проекта.

Соответственно, для России крайне важно не допустить попадания Белоруссии в эту системы и не допустить возникновения альянса «свободной Белоруссии» с бандеровским режимом на Украине. Полагаю, эти угрозы серьезно оцениваются в Кремле, и, так или иначе, меры против этого развития событий будут предприниматься. Насколько они буду успешно, посмотрим в процессе.