Вторая жизнь «формулы Штайнмайера»?
Алексей Зотьев

Вторая жизнь «формулы Штайнмайера»?

Стоит ли ждать прогресса в переговорах с Киевом

Иногда мне кажется, что украинские политики и чиновники участвуют в переговорном процессе исключительно ради самого переговорного процесса. Им не нужен результат, им просто нужно быть в «теме».

Слушая эту бесконечную бредятину о «невыполнимости Минских соглашений», разбавленную обвинениями в адрес России, которая якобы всячески препятствует срыву ранее достигнутых договоренностей, ловлю себя на мысли о том, что все реально как-то затянулось. Затянулось по-глупому. Сегодня все и каждый знают о том, что единственной стороной переговорного процесса, которая не спешит следовать достигнутым договоренностям, является именно Украина. То подписали, не читая, то прочитали и ничего не поняли.

Любая театральная постановка имеет свой хронометраж. Невозможно показывать один и тот же спектакль бесконечно, даже разбавляя его периодическими антрактами. Все равно настанет тот момент, когда придется опустить занавес, хотя бы ради того, чтобы зрители не разошлись гораздо раньше, утратив к постановке интерес. Такова объективная реальность.

Украина тоже рано или поздно зайдет в тупик, оказавшись перед весьма непростым выбором – либо выполнять достигнутые ранее договоренности, либо декларативно выходить из переговорного процесса, поясняя все происходящее нежеланием пускать во внутренние дела страны внешних «арбитров».

Но как прервать невыгодный для страны переговорный процесс, если его участниками выступают, в том числе, и те государства, от которых напрямую зависит будущее Украины? В общем, все весьма непросто. И именно понимание того, что ситуация в принципе тупиковая, заставляет украинских политиков все чаще и чаще говорить такие опостылевшие словосочетания как «Минские соглашения» и «формула Штайнмайера».

"Формулу Штайнмайера" включат в закон об особом статусе Донбасса, сейчас обсуждается механизм, как это может работать с точки зрения права, заявил депутат Верховной рады Украины от пропрезидентской фракции "Слуга народа", член политической подгруппы в Трехсторонней контактной группе в Минске по Донбассу Андрей Костин.

Но обсуждать – еще не значит сделать. Тем более, учитывая тот факт, что даже президент страны Владимир Зеленский не всегда понимает, какой смысл носят подписанные представителями Украины документы. Однако подобные высказывания, прозвучавшие из уст представителя партии власти, как минимум, дают надежду на то, что рано или поздно прогресс по перемирию на Донбассе будет достигнут.

"Мы согласились на то, чтобы "формула Штайнмайера" была включена в закон про особый порядок местного самоуправления. Идут переговоры о том, какие статьи этого закона должны быть изменены, чтобы этот закон вместе со включенной "формулой Штайнмайера" работал с точки зрения права",– сказал Костин в эфире телеканала "1+1".

Ну раз вы согласились, то и другие будут не против. Вот только все предыдущие попытки реализовать пункты пресловутой «формулы Штайнмайера» заканчивались внесением в нее неких поправок, которые не приняли остальные стороны переговорного процесса. Украина выказала готовность забрать под свой контроль всё – и границу с Россией, и территории непризнанных ныне республик Донбасса. Ну а все реформы после. После того, как у местного населения исчезнет возможность защищать свои законные интересы.

В свете данных тенденций не может не возникать вопрос, какую же все-таки версию «формулы Штайнмайера» украинские парламентарии включат в закон об особом статусе Донбасса? Ту, которую согласовали представители нескольких государств, или свою, слегка откорректированную в угоду всевозможным «укропатриотам»?

Очень хорошо о происходящем на Донбассе и Украине сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, который так же, как и все прогрессивное человечество уже утратил надежду на то, что Украина рано или поздно начнет следовать условиям соглашений, под которыми поставила свою подпись.

"Я не думаю, что при нынешнем украинском правительстве, как и при предыдущем президенте, будет какой-либо прогресс в выполнении Минских соглашений. Хотя бы потому, что об этом публично говорит сам президент Зеленский, вице-премьер Резников, который отвечает за работу в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине. Также об этом говорит министр иностранных дел Украины Кулеба",– сказал Лавров в интервью каналу RTVI.

А ведь действительно, как можно ждать какого-то «прорыва», если в него не верят даже те, кто в перспективе должен стать его автором? Что мешает украинской стороне просто начать выполнять условия достигнутых ранее договоренностей и следовать тому плану, который уже неоднократно был согласован участниками переговоров?

В общем, шанс на то, что «формула Штайнмайера» все-таки получит вторую жизнь, имеет место быть, но верят в это откровенные единицы. Скорее всего, в процессе обсуждения данного документа, в контексте его дальнейшей интеграции в тело закона об особом статусе Донбасса, он все же претерпит критичные изменения, в очередной раз превратившись в «формулу Порошенко-Зеленского».

Источник